Блог Ярослав Витальевич Колпаков
У семи нянек
В своём прошлом посте я писал о важности детского периода развития в становлении будущего взрослого человека. Продолжу эту тему, немного углубившись в клинические аспекты.
У многих из нас на слуху имя Зигмунда Фрейда – первого из учёных, кто поставил особенный акцент на том, что особенности развития в детстве оказывают огромное влияние на будущее взрослого человека. Именно Фрейд указал, что такие события в жизни ребёнка как сам факт рождения, отнятия от груди, свидетельства особых отношений между родителями («травма первосцены»), приучения к горшку играют важную роль в становлении характера.
Более поздние психоаналитики – Анна Фрейд, Мелани Кляйн, Маргарет Малер, Дональд Винникотт – разработали учение Фрейда, более детально описав перипетии взросления детей. Кто бы из нас мог подумать, что ребёнок 1–3 лет от роду гораздо более глубоко осознаёт и надолго откладывает в памяти такие детали взаимоотношений родителей как «кто в семье главный», «кто чаще ругается, а кто хвалит, нянчит» и т.п.
Бывают такие ситуации – многие из нас с ними знакомы – что в семье не до ребёнка. Мама работает или «подружничает»; папа работает или вообще отсутствует (даже если формально присутствует). Бывают и другие ситуации, когда и мама, и папа, и полчища бабушек-дедушек и тёть-дядь несметными ордами налетают, как саранча, посюсюкать с малышом, зачастую больше интересуясь тем, кто «круче» выразит своё внимание, нежели заботясь реально о развитии малыша. Обе ситуации не самым лучшим образом сказываются на становлении психики маленького человечка.
Одним из самых больших моих впечатлений в своё время была практика в детской психиатрической больнице. Припоминаю поразивший меня случай мальчика лет 3–4, у которого под вопросом стоял диагноз детской шизофрении. Он был замкнут в общении, временами агрессивен, предпочитал игру в одиночестве с собой с простыми игрушками, рисование очень простых изображений. А вообще его в рисовании больше интересовало складывание карандашей, чем само рисование. После долгой работы с ним и его родителями клинического психолога было выявлено нарушение коммуникации с ним родителей.
Эта ситуация вполне поддаётся коррекции. Здесь действует правило – чем быстрее определишь наличие проблемы, тем легче сгладить её последствия. Именно поэтому я советую всем родителям, заметившим очевидные странности в поведении своих маленьких деток, как можно быстрее обратиться за консультацией детского психолога или детского психиатра. Бояться диагнозов в данном случае абсолютно не стоит – своевременные выявление и коррекция состояния ребёнка помогут избежать постановки диагноза в будущем.
Комментарии