Задержка психического развития
Снижение темпа психического и психологического развития в детском возрасте приводит к отставанию от нормы по отдельным психическим функциям или их сочетаниям.
Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение психического и психологического развития в детском возрасте. Заключается в снижении темпа развития и его отставания от нормы у отдельных психических функций – мнестической (функция памяти), когнитивной, речевой, эмоционально-волевой – или их сочетаний. Задержка психического развития характерна для детей младшего школьного возраста; если же клиническая картина заболевания сохраняется и прогрессирует в более старшем возрасте, то о ней говорят уже в рамках умственной отсталости.
Задержку психического развития принято дифференцировать на:
- ЗПР конституционального происхождения;
- ЗПР соматогенного происхождения;
- ЗПР психогенного происхождения;
- ЗПР церебрально-органического происхождения.
Группы и факторы риска
Дети, находящиеся в неблагоприятных условиях развития или перенесшие родовые травмы.
Причины задержки психического развития
- Дородовая, внутриутробная травматизация центральной нервной системы, интоксикация или инфицирование;
- органически обусловленные поражения мозговых структур;
- эндокринные нарушения;
- нарушения анатомической целостности и функциональные нарушения анализаторных систем;
- генетическая обусловленность;
- опыт переживания психотравмирующих ситуаций;
- дисгармоничные условия воспитания (гипо- и гиперопека);
- эмоциональная, информационная или сенсорная депривация, ранняя длительная госпитализация.
Симптомы задержки психического развития
- Неустойчивость эмоционально-волевого функционирования, обусловленная его недоразвитием; лабильность (подвижность) эмоционального фона от отстраненной замкнутости до болезненного сниженного настроения и приступов гнева;
- не соответствующие нормам данного этапа развития интеллектуальные показатели;
- психический инфантилизм, проявляющийся в характерных суждениях, составе речи, поведенческих проявлениях, коммуникации;
- педагогическая запущенность на фоне низкой обучаемости;
- нарушение обучения навыкам письма и чтения, речевые расстройства и дефекты;
- расстройства памяти и мышления;
- плохо сформированные коммуникативные навыки, взаимодействие с окружающими поверхностное, ситуативно обусловленное.
Диагностика задержки психического развития
- Нейропсихологическое обследование;
- патопсихологическое исследование;
- клинико-психологическое интервью.
Лечение задержки психического развития
- Комплекс коррекционных мер психолого-педагогической и социально-реабилитационной направленности, включающий деятельность различных специалистов (логопедов, дефектологов, психологов, специальных педагогов по системе Монтессори, неврологов, психиатров) и нацеленный на стимулирование и поддержку темпов нормального развития ребенка;
- применение психофармакологических препаратов из группы ноотропов, нейролептиков и витаминов группы В.
Прогноз
По сравнению с умственной отсталостью необратимого характера, задержка темпов психического развития имеет относительно благоприятный прогноз. Своевременно предпринятые меры по психолого-педагогической коррекции и социальной адаптации позволяют нормализовать темпы развития ребенка.
Профилактика задержки психического развития
Развивающие игры, социально-педагогические и психолого-реабилитирующие мероприятия, проведение занятий с дефектологическим, логопедическим, моторно-развивающим акцентом.
Создано по материалам:
- Лебединская К. С. Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителя / Сост.: Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. – М.: Просвещение, 1983.
- Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учебное пособие для студентов психологических факультетов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.