Дети усваивают поведение тех, кто говорит с ними на одном языке

Подготовлено:

Социальные нормы позволяют людям жить вместе. Как и когда эти нормы усваиваются?

Дети усваивают поведение тех, кто говорит с ними на одном языке

 

Каждый житель цивилизованного мира знает, что убивать людей нехорошо, что недопустимо ложиться в кровать в уличной одежде, что невежливо игнорировать людей, которые обращаются с просьбой. Марко Шмидт (Marco Schmidt) и Михаэль Томаселло (Michael Tomasello) из немецкого Института эволюционной антропологии им. Макса Планка провели исследование, направленное на понимание процессов формирования у детей базовых норм социального поведения. К ним относятся те, без соблюдения которых общество не могло бы оставаться таким, каково оно есть. Легче всего базовые нормы продемонстрировать на примере любой игры, например шахмат. Если человек постоянно берет свой ход назад и переигрывает, это простое нарушение правил. Однако как только игрок начинает постоянно ходить пешкой назад, он попросту перестает играть в шахматы: он играет теми же фигурами, но в какую-то иную игру.

В ходе серии экспериментов команда исследователей из Института эволюционной антропологии и Геттингенского университета демонстрировала двух-трехлетним малышам различные варианты обращения с куклами. Во всех случаях ученые вопиющим образом нарушали привычные для ребенка модели обращения с куклой. Как результат, дети отказывались принимать такое насилие над правилами, а трехлетние малыши отчетливо протестовали: «Нельзя так делать. Тебе вот как следует поступать».

Параллельно ученые вскрыли еще более удивительную закономерность. Дети резко реагируют на нарушения базовых норм, только если они совершаются представителями их собственной культурной группы. Прежде всего если неправильно себя ведут люди, говорящие с ними на одном языке.

Полученные результаты впервые наглядно продемонстрировали: у детей раннего возраста есть представление о своей социальной группе, причем важнейшую часть в этом представлении отведена общему уважению одних и тех же правил поведения в качестве базовых. Соответственно, в процессе воспитания прямые словесные поучения играют не очень важную роль по сравнению с тем, что малыши повседневно видят в поведении взрослых. Дети копируют ту поведенческую модель, которая является для окружающих их людей социально одобряемой.

«Каждый родитель хоть раз сталкивался с тем, когда маленький ребенок начинает вдруг настаивать, что то или иное действие правильно и его следует соблюдать. Однако удивительно, насколько они чуткие в способности подстраивать свое поведение так, чтобы нужным образом выглядеть в любых обстоятельствах», – отмечает М. Томаселло.

Оба руководителя научного проекта полагают, что дети проникаются уважением к основным социальным нормам в процессе самоидентификации. Освоение базовых норм становится для них важнейшем условием на пути превращения в полноправного члена своей культурной группы.

Источник:
Medicalxpress.com

 

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com

Новые статьи

все статьи

Определяем характер человека по смеху

Как можно достаточно быстро определить характер окружающих вас людей. Секрет прост: прислушайтесь к их смеху.

Задачи и область применения травмотологии

Откройте для себя ключевые аспекты травмотологии – от диагностики до комплексного восстановления. Как травмотологи помогают пациентам справиться с травмами и вернуться к полноценной жизни.

Новости

Сообщества

Форумы

Последствия ожоговых травм у детей

Детские ожоги – это проблема, которая тревожит и родителей, и врачей. Какую угрозу несут в себе все виды ожогов и каковы их последствия?

Разрывы

Это нарушение целостности ткани или органа, приводящее к разрыву слизистых оболочек, мышц, нервов, связок или сухожилий, что вызывает кровотечение, боль и нарушение функции органа.