обсудить в сообществе ДЦП

Нарушение развития детской речи: причины, риски и лечение

Подготовлено:
Нарушение развития детской речи: причины, риски и лечение

Нарушение развития детской речи

Нарушение развития детской речи Нарушение развития детской речи: причины, риски и лечение
Основным показателем психологического развития ребенка является его речь. Как с первых лет жизни малыша определить, нет ли в ней нарушений?
обсудить в сообществе ДЦП

Овладение речью – один из основных показателей психологического развития ребенка. Поэтому важно с первых лет его жизни определить, нет ли нарушений.

Причинами отставания в развитии речи могут стать:

  • патология течения беременности и родов;
  • нарушения слуха и функций артикуляционного аппарата;
  • наследственный фактор;
  • задержка психического развития;
  • неблагоприятные факторы социального окружения.

Типы расстройства речи

Молчание и общение жестами

Некоторые родители отмечают у ребенка особую молчаливость. И хотя он хорошо слышит и понимает обращенную речь, но не желает говорить и вместо слов пользуется жестами и мимикой.

В этом случае у ребенка затруднена организация речевых движений, их координация, что и служит причиной отставания в развитии, хотя он хорошо понимает речь окружающих.

Собственная речь долго не развивается либо состоит из ограниченного числа отдельных слов, которые проговариваются медленно и с искажениями. Такие дети понимают неполноценность своей речи, боятся вызвать насмешки окружающих. Поэтому и отказываются от общения, становясь все более замкнутыми.

Непонимание значения слов

Нарушение связано с дисфункцией сенсорного центра речи. То есть не образуется связь между произносимым словом и тем предметом или действием, которое это слово обозначает. Ребенок слышит, но не понимает речь. Иногда он понимает лишь отдельные слова или только одного человека, к примеру, маму, и совсем не понимает других.

В более тяжелых случаях ребенок совсем не понимает речь окружающих, относится к ней как к бессмысленным звукам. При произнесении слов делает ошибки в ударениях, допускает звуковые замены, искажения слов. Новые слова и фразы осваивает медленно.

Нарушение слуха

Трудности понимания речи могут быть связаны и со слабым слухом или его ухудшением. Снижение слуха бывает врожденным или развивается в результате воспалений или травм среднего и внутреннего уха.

При подозрении на частичную или полную потерю слуха ребенку с задержкой развития речи необходимы консультация ЛОР-врача и специальное аудиологическое исследование. Чем раньше обнаружатся дефекты слуха, тем быстрее можно начать необходимое лечение или снабдить малыша слуховым аппаратом.

Психологические условия для развития речи

Начиная с первого года жизни ребенка находящиеся рядом с ним люди стимулируют его развитие и дают образец речи. Она формируется и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, воспитания и обучения.

Поэтому, если детям не уделять должного внимания, они начинают говорить поздно и речь бывает крайне обеднена.

Риски нарушения развития устной речи

Если нарушения речи у ребенка не диагностировать своевременно и не предоставить лечебной помощи, это может отразиться на его развитии в целом. Прежде всего, на навыках чтения и письменной речи.

Такие дети обладают нормальными интеллектуальными способностями, у них нет нарушений со стороны зрения и слуха. Тем не менее они сильно отстают от сверстников в освоении чтения и письма:

  • читают очень медленно – по буквам или по слогам;
  • плохо понимают смысл прочитанного;
  • допускают большое количество ошибок в письменных работах.

Лечению – быть

Детям с нарушениями развития речи должна оказываться всемерная помощь:

  • логопедическая;
  • педагогическая;
  • психотерапевтическая;
  • медикаментозная.

Проведение коррекционных мероприятий и медикаментозной терапии должно осуществляться индивидуально и только под наблюдением врача.

А так как преодоление нарушений речи – процесс длительный, необходимо запастись терпением и обязательно верить в благополучный результат.

Олеся Бутузова, врач-педиатр: «Нарушения речи у ребенка всегда являются для родителей тревожным звоночком, указывающим на то, что малышу требуется помощь. В зависимости от вида проблемы ему необходим определенный специалист или группа врачей. Так, при длительном молчании и общении жестами ребенку в первую очередь требуется психолог. При нарушениях слуха – ЛОР-врач, а при нарушении произношения – логопед. Зачастую к докторам присоединяется невролог и педагог-дефектолог».

 

Примерно в 80%  случаев слух у детей, а с ним и развитие речи, ухудшаются в возрасте
до 2 лет. Причинами этого могут быть детские инфекции (в особенности менингит, корь,
скарлатина), отиты, применение антибиотиков (прежде всего, стрептомицина). 

 


Эксперт: Николай Заваденко, доктор медицинских наук, профессор кафедры неврологии педиатрического факультета Российского государственного медицинского университета 
Автор: Елена Нерсесян-Брыткова

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com
обсудить в сообществе ДЦП
Somethig wrong: ERROR Somethig wrong: ERROR

Новые статьи

все статьи

Как защитить печень: 6 полезных советов

Полезные советы по сохранению здоровья печени. Рассказываем, какие меры можно предпринять для профилактики, когда назначают гепатопротекторы (Гептрал и другие).

Что такое суррогатное материнство и его преимущества

Узнайте, что такое суррогатное материнство, какие виды существуют и как оно помогает людям обрести счастье родительства.

Новости

все новости

Сообщества

Форумы

Легкие травмы мозга аукаются сильнейшими головными болями

Люди, получившие неопасные травмы головного мозга, впоследствии часто страдают от сильной головной боли.

Запрещенные и разрешенные лекарства при грудном вскармливании

Во время грудного вскармливания иногда возникает необходимость приема лекарственных препаратов. Можно ли продолжать кормить малыша грудью? Отвечает доктор Комаровский.