обсудить в сообществе ДЦП

Задержка психического развития

Генетическая формула задержки психического развития Генетическая формула задержки психического развития
Задержка психического развития

Снижение темпа психического и психологического развития в детском возрасте приводит к отставанию от нормы по отдельным психическим функциям или их сочетаниям.


Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение психического и психологического развития в детском возрасте. Заключается в снижении темпа развития и его отставания от нормы у отдельных психических функций – мнестической (функция памяти), когнитивной, речевой, эмоционально-волевой – или их сочетаний. Задержка психического развития характерна для детей младшего школьного возраста; если же клиническая картина заболевания сохраняется и прогрессирует в более старшем возрасте, то о ней говорят уже в рамках умственной отсталости.

Задержку психического развития принято дифференцировать на:

  • ЗПР конституционального происхождения;
  • ЗПР соматогенного происхождения;
  • ЗПР психогенного происхождения;
  • ЗПР церебрально-органического происхождения.

Группы и факторы риска
Дети, находящиеся в неблагоприятных условиях развития или перенесшие родовые травмы.

Причины задержки психического развития

  • Дородовая, внутриутробная травматизация центральной нервной системы, интоксикация или инфицирование;
  • органически обусловленные поражения мозговых структур;
  • эндокринные нарушения;
  • нарушения анатомической целостности и функциональные нарушения анализаторных систем;
  • генетическая обусловленность;
  • опыт переживания психотравмирующих ситуаций;
  • дисгармоничные условия воспитания (гипо- и гиперопека);
  • эмоциональная, информационная или сенсорная депривация, ранняя длительная госпитализация.

Симптомы задержки психического развития

  • Неустойчивость эмоционально-волевого функционирования, обусловленная его недоразвитием; лабильность (подвижность) эмоционального фона от отстраненной замкнутости до болезненного сниженного настроения и приступов гнева;
  • не соответствующие нормам данного этапа развития интеллектуальные показатели;
  • психический инфантилизм, проявляющийся в характерных суждениях, составе речи, поведенческих проявлениях, коммуникации;
  • педагогическая запущенность на фоне низкой обучаемости;
  • нарушение обучения навыкам письма и чтения, речевые расстройства и дефекты;
  • расстройства памяти и мышления;
  • плохо сформированные коммуникативные навыки, взаимодействие с окружающими поверхностное, ситуативно обусловленное.

Диагностика задержки психического развития

  • Нейропсихологическое обследование;
  • патопсихологическое исследование;
  • клинико-психологическое интервью.

Лечение задержки психического развития

  • Комплекс коррекционных мер психолого-педагогической и социально-реабилитационной направленности, включающий деятельность различных специалистов (логопедов, дефектологов, психологов, специальных педагогов по системе Монтессори, неврологов, психиатров) и нацеленный на стимулирование и поддержку темпов нормального развития ребенка;
  • применение психофармакологических препаратов из группы ноотропов, нейролептиков и витаминов группы В.

Прогноз
По сравнению с умственной отсталостью необратимого характера, задержка темпов психического развития имеет относительно благоприятный прогноз. Своевременно предпринятые меры по психолого-педагогической коррекции и социальной адаптации позволяют нормализовать темпы развития ребенка.

Профилактика задержки психического развития
Развивающие игры, социально-педагогические и психолого-реабилитирующие мероприятия, проведение занятий с дефектологическим, логопедическим, моторно-развивающим акцентом.

Создано по материалам:

  1. Лебединская К. С. Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителя / Сост.: Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учебное пособие для студентов психологических факультетов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
В материале использованы фотографии, принадлежащие findingtheworld.com
обсудить в сообществе ДЦП

Новые статьи

Форумы

Запрещенные и разрешенные лекарства при грудном вскармливании

Во время грудного вскармливания иногда возникает необходимость приема лекарственных препаратов. Можно ли продолжать кормить малыша грудью? Отвечает доктор Комаровский.

УЗИ органов брюшной полости

УЗИ органов брюшной полости – безболезненный и чрезвычайно информативный метод, позволяющий за 10–15 минут получить исчерпывающую информацию о состоянии внутренних органов.

Рак легких

Рак легкого – злокачественное новообразование легкого, происходящее из эпителиальной клеток слизистой оболочки бронхов различного размера.

Желтуха новорожденных: норма или повод для беспокойства?

Появление ребенка – волнительное событие. Ведь для мамы очень важно, чтобы у малыша было все в порядке: сон, аппетит и… цвет кожи.