Почему у детей с повреждением нервной системы возникает детский церебральный паралич
Детский церебральный паралич (ДЦП) напоминает инсульт у взрослых людей. Однако ДЦП — заболевание, возникающее с рождения, и поэтому больной ребенок не имеет исходных двигательных навыков, а также правильных представлений о том, какими они должны быть. Таким образом, поражение центральной нервной системы плода и новорожденного приводит не к утрате ранее приобретенных навыков, а к нарушению их приобретения и правильного развития.
У всех детей, как здоровых, так и больных, развитие двигательных функций происходит постепенно, с прохождением отдельных стадий. Этот процесс достаточно четко запрограммирован природой и зависит от степени зрелости нервной системы. Развитие же нервной системы, в свою очередь стимулируется наличием определенных, уже приобретенных двигательных навыков. Таким образом, развитие двигательных функций — это непрерывный процесс обмена информацией между центральной нервной системой и ее исполнителями, то есть мышцами конечностей, шеи и туловища.
Как, например, начинает ходить обыкновенный здоровый младенец? Сначала он учится удерживать в правильном положении голову. Это достигается за счет двух врожденных рефлексов. Первым у ребенка появляется «защитный» рефлекс. «Защитный» рефлекс формируется очень рано, на 2–3-й день жизни. Заключается он в том, что если положить ребенка на живот, то он рефлекторно поворачивает голову вбок.
При выкладывании на живот здоровый младенец постепенно начинает поднимать голову. К концу первого месяца жизни малыш уже поднимает голову вверх или «держит голову», как говорят педиатры. Детские неврологи называют это «рефлекс с головы на шею».
Следующим этапом развития движения является научение ребенка присаживанию и перевороту со спины на живот и с живота на спину.
За присаживание ребенка отвечает так называемый симметричный шейный тонический рефлекс. Он заключается в следующем: если ребенку, находящемуся в положении на спине, слегка пригнуть голову к груди, то у него повышается тонус в мышцах-сгибателях рук и мышцах-разгибателях ног. При этом если ребенок держится за что-то ручками, то он начинает подтягиваться и присаживаться — таким образом малыш учится садиться из положения лежа.
Переворачиваться ребенку помогает асимметричный шейный тонический рефлекс, который заключается в следующем: если в положении на спине повернуть голову ребенка в сторону, например, вправо, то его правые конечности выпрямляются, а левые, наоборот, сгибаются, при этом активируются мышцы спины, ответственные за переворачивание тела, и ребенок постепенно учится переворачиваться.
Так, благодаря ряду врожденных рефлексов, которые последовательно включаются и выключаются в определенном возрасте, этап за этапом, происходит созревание двигательных функций грудного ребенка. Задержка такого «включения» или «выключения» рефлекса приводит к искажению формирования двигательной функции или же к полному ее отсутствию, что и наблюдается у детей, больных детским церебральным параличом.
Источник:
Методические рекомендации родителям о ДЦП, разработанные Научно-практическим Центром детской психоневрологии Департамента здравоохранения г. Москвы