Развитие памяти у детей: игры и упражнения

Подготовлено:
Развитие памяти у детей: игры и упражнения

Развитие памяти у детей: игры и упражнения

Развитие памяти у детей: игры и упражнения Развитие памяти у детей: игры и упражнения
Хорошая память будет отличным помощником ребенку в учебе и повседневной жизни. Поэтому тренировать ее надо с раннего детства.

Специалисты различают несколько видов памяти: оперативную, механическую и логическую, кратковременную и долговременную, произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредованную. Ее классифицируют и по типу запоминаемой информации: память на слова, цифры, лица, зрительная, слуховая и двигательная.

Тренируем память и не только

Развитие памяти без тренировки других психических функций не даст желаемого результата. Ведь если ребенок не обратит внимания на объект, не рассмотрит его, то запоминать ему будет нечего. Ощущение, восприятие, внимание – первоначальные психические функции, на которых базируется память, которая, в свою очередь, является основой для развития мышления и речи.

Поэтому, обучая малыша тренировать свою память, родителям необходимо:

  • советовать ребенку прислушиваться к своим ощущениям;
  • обращать его внимание на те или иные свойства предмета;
  • находить черты сходства и различия в запоминаемых предметах и образах;
  • придумывать ассоциации;
  • группировать полученную информацию.

Рекомендации к занятиям по развитию памяти

К занятиям по развитию детской памяти нельзя относиться как к обязательному заданию. Основа успеха – в игровой форме. Дети не способны подолгу концентрироваться на одном виде деятельности, поэтому игры на развитие памяти должны быть разнообразными и интересными.

Игры для развития памяти

«Занимательная прогулка»
Используйте любой повод для развития детской памяти. Отправляясь на прогулку с ребенком, предложите ему запоминать все, что он будет видеть по пути. После спросите, мимо каких магазинов проходил, какие цветы росли в парке, сколько людей было на детской площадке и т. д.

«Что изменилось?»
Для тренировки детской памяти предложите ребенку внимательно осмотреть комнату и запомнить все, что в ней находится. Затем попросите его выйти на несколько минут и быстро что-то спрячьте или переставьте. Задание считается выполненным, если ребенок увидит произошедшие в комнате изменения.

«Что в мешочке?»
Наполните небольшой мешочек маленькими игрушками различной формы и фактуры. Предложите ребенку на ощупь узнать содержимое, ранее ему знакомое по играм. Для занятий с маленькими детьми необходимо предварительно показать им все, что планируете сложить в мешочек.

«Идем в магазин»
В эту игру дети любят играть как «понарошку», так и перед каждым походом в магазин. Взрослые предлагают ребенку запомнить список планируемых покупок и затем его пересказать. Сначала перечень может состоять из 3–4 названий. По мере взросления ребенка список необходимо увеличивать.

«Парные слова»
Эта игра развивает как память, так и ассоциативное мышление. Взрослые 3 раза называют ребенку 20 слов, каждая пара из которых связана между собой по смыслу. К примеру: лето – отдых, море – корабль, еда – тарелка, животное – кошка. Цель упражнения – чтобы при назывании первых слов ребенок вспоминал вторые. Для развития памяти эффективнее спрашивать об этом не сразу, а спустя 20–30 минут.

Развиваемся, играя

При комплексном подходе к развитию памяти игры не только сделают ее острой, но и научат малыша быть внимательным, обогатят его восприятие мира, помогут видеть то, что раньше ускользало от внимания маленького человечка.

 

Виды памяти по времени сохранения информации:

  • кратковременная – удерживает полученную информацию около 20 секунд;
  • долговременная – хранит информацию в течение длительного времени;
  • оперативная – удерживает информацию в течение определенного периода времени, необходимого для выполнения какого-либо действия.

 

 

Галина Ярошук, доктор биологических наук, клинический психолог: «В раннем детстве все психические функции человека активно развиваются, и при правильном подходе можно заложить фундамент успешного обучения своего ребенка. Главное – вместе с ребенком (но не вместо него) проходить освоение мира, поясняя и показывая ему, как нужно то или иное действие сделать правильно. Постепенно малыш освоит простые процессы, а затем и более сложные. Он сможет успешно освоить необходимые навыки, получить базовые знания и порадовать близких своими умениями».

 

Эксперт: Галина Ярошук, доктор биологических наук, клинический психолог
Автор: Елена Нерсесян-Брыткова

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com

Новые статьи

все статьи

Бактериологическое исследование мокроты на флору: значимость и этапы проведения

Узнайте, как бактериологическое исследование мокроты помогает выявить возбудителей инфекций дыхательных путей и подобрать эффективное лечение. Подробно о процедуре, этапах и значении анализа мокроты на флору.

Почему Лего — лучшие игрушки в мире для детей

Лего — это не просто игрушка, а целый мир возможностей для детей. Узнайте, как игрушки Лего способствуют развитию креативности, улучшению моторики и обучению через игру.

Сообщества

Форумы

Запрещенные и разрешенные лекарства при грудном вскармливании

Во время грудного вскармливания иногда возникает необходимость приема лекарственных препаратов. Можно ли продолжать кормить малыша грудью? Отвечает доктор Комаровский.

О чем расскажут шевеления плода

Шевеления плода вызывают у будущих мам множество положительных эмоций. Когда и как женщина чувствует шевеления плода? В каких случаях «поведение» плода может стать сигналом тревоги, а когда ...