обсудить в сообществе ДЦП

Задержка психического развития

Генетическая формула задержки психического развития Генетическая формула задержки психического развития
Задержка психического развития

Снижение темпа психического и психологического развития в детском возрасте приводит к отставанию от нормы по отдельным психическим функциям или их сочетаниям.


Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение психического и психологического развития в детском возрасте. Заключается в снижении темпа развития и его отставания от нормы у отдельных психических функций – мнестической (функция памяти), когнитивной, речевой, эмоционально-волевой – или их сочетаний. Задержка психического развития характерна для детей младшего школьного возраста; если же клиническая картина заболевания сохраняется и прогрессирует в более старшем возрасте, то о ней говорят уже в рамках умственной отсталости.

Задержку психического развития принято дифференцировать на:

  • ЗПР конституционального происхождения;
  • ЗПР соматогенного происхождения;
  • ЗПР психогенного происхождения;
  • ЗПР церебрально-органического происхождения.

Группы и факторы риска
Дети, находящиеся в неблагоприятных условиях развития или перенесшие родовые травмы.

Причины задержки психического развития

  • Дородовая, внутриутробная травматизация центральной нервной системы, интоксикация или инфицирование;
  • органически обусловленные поражения мозговых структур;
  • эндокринные нарушения;
  • нарушения анатомической целостности и функциональные нарушения анализаторных систем;
  • генетическая обусловленность;
  • опыт переживания психотравмирующих ситуаций;
  • дисгармоничные условия воспитания (гипо- и гиперопека);
  • эмоциональная, информационная или сенсорная депривация, ранняя длительная госпитализация.

Симптомы задержки психического развития

  • Неустойчивость эмоционально-волевого функционирования, обусловленная его недоразвитием; лабильность (подвижность) эмоционального фона от отстраненной замкнутости до болезненного сниженного настроения и приступов гнева;
  • не соответствующие нормам данного этапа развития интеллектуальные показатели;
  • психический инфантилизм, проявляющийся в характерных суждениях, составе речи, поведенческих проявлениях, коммуникации;
  • педагогическая запущенность на фоне низкой обучаемости;
  • нарушение обучения навыкам письма и чтения, речевые расстройства и дефекты;
  • расстройства памяти и мышления;
  • плохо сформированные коммуникативные навыки, взаимодействие с окружающими поверхностное, ситуативно обусловленное.

Диагностика задержки психического развития

  • Нейропсихологическое обследование;
  • патопсихологическое исследование;
  • клинико-психологическое интервью.

Лечение задержки психического развития

  • Комплекс коррекционных мер психолого-педагогической и социально-реабилитационной направленности, включающий деятельность различных специалистов (логопедов, дефектологов, психологов, специальных педагогов по системе Монтессори, неврологов, психиатров) и нацеленный на стимулирование и поддержку темпов нормального развития ребенка;
  • применение психофармакологических препаратов из группы ноотропов, нейролептиков и витаминов группы В.

Прогноз
По сравнению с умственной отсталостью необратимого характера, задержка темпов психического развития имеет относительно благоприятный прогноз. Своевременно предпринятые меры по психолого-педагогической коррекции и социальной адаптации позволяют нормализовать темпы развития ребенка.

Профилактика задержки психического развития
Развивающие игры, социально-педагогические и психолого-реабилитирующие мероприятия, проведение занятий с дефектологическим, логопедическим, моторно-развивающим акцентом.

Создано по материалам:

  1. Лебединская К. С. Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителя / Сост.: Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учебное пособие для студентов психологических факультетов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
В материале использованы фотографии, принадлежащие findingtheworld.com
обсудить в сообществе ДЦП

Новые статьи

  • Развивающие кубики: с первого года жизни и до школьного возраста

    Кубики эффективно способствуют развитию ребенка. В каком возрасте знакомить малыша с игрой в кубики, чтобы расширять его творческий кругозор?

  • Пуповинная кровь: зачем ее хранить?

    Пуповинная кровь – это ценный биологический материал, содержащий стволовые клетки, которые необходимы для лечения многих серьезных заболеваний.

  • Как оформить инвалидность?

    Человек может иметь все основания для получения инвалидности, все необходимые для этого документы, однако получить отказ. И все же добиться справедливости возможно.

  • 5 вредных мифов о ДЦП

    Детский церебральный паралич у ребенка звучит как приговор и вводит многих родителей в состояние шока. Столкнувшись впервые с таким диагнозом, они склонны верить вредным мифам, которые существуют вокруг ДЦП. 

Форумы

Эпиляция: методы и их особенности

  Эпиляция – это процедура по удалению волос на длительный срок посредством разрушения волосяных луковиц с помощью различных технологий. Какие методы эпиляции существуют и в чем их особенности?

Программа-минимум: 8 средств для ухода за волосами

Красота и здоровье волос зависят от многих факторов, важнейшим из которых является правильный уход с применением необходимых средств.

Все в ряд: средства для ухода за полостью рта

Производители предлагают огромный ассортимент различных средств, помогающих сделать улыбку неотразимой. Как их выбирать и на что следует обращать внимание?

Гид по солнцу: как выбрать крем от загара?

Солнцезащитный крем – средство первой необходимости в теплое время года. Как его выбирать, чтобы обеспечить коже эффективную защиту?