обсудить в сообществе ДЦП

Дислексия

Дислексия Дислексия
Дислексия

Дислексия (нарушение способности к чтению) – нарушение психического развития ребенка, заключающееся в неспособности или частичной способности к обучению чтению и правописанию.


Дислексией называют врожденное расстройство способности к чтению и письму.  Манифестация (первый эпизод возникновения) приходится на младший школьный возраст, вследствие чего затрудняется общий процесс обучения.  Развивается на фоне сохранных интеллектуальной, когнитивной и мнестической сфер. Встречается заболевание сравнительно редко, чаще среди мальчиков. Дислексию следует дифференцировать от приобретенных расстройств чтения и письма (алексия).

Выделяют следующие формы дислексии:

  • зрительная – в основе лежат расстройства зрительного восприятия;
  • фонематическая – в основе лежат нарушения способности к анализу и синтезу речевых звуков;
  • аграмматическая – вследствие синтаксического и морфологического недоразвития речи;
  • семантическая – невозможность понять смысл прочитанного на фоне сохранной функции чтения;
  • мнестическая – в основе лежат расстройства речевой памяти;
  • тактильная (у невидящих) – вследствие нарушения восприятия символов букв при чтении по Брайлю.

Группы и факторы риска
Депривационные (обедненные) и/или травмирующие условия развития ребенка. Также к факторам риска относят перенесенные ребенком стрессовые и негативные эмоциональные переживания.

Причины дислексии

  • Органические и функциональные нарушения структур головного мозга;
  • депривационные (обедненные) и/или стрессогенные условия развития;
  • интоксикации и другие воздействия тератогенного (вызывающего нарушения развития) характера в дородовом, внутриутробном периоде;
  • родовая травматизация;
  • инфекционные заболевания в раннем периоде развития;
  • психические и неврологические расстройства;
  • педагогическая запущенность.

Симптомы дислексии

  • Невозможность или значительная затрудненность обучения чтению и правописанию, непонимание текста и значений отдельных слов, букв;
  • нарушение координации движения и ориентации в пространстве;
  • проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Диагностика дислексии

  • Нейропсихологическое обследование;
  • клинико-психологическое исследование (тестирование).

Лечение дислексии
Обычно применяются следующие методы:

  • нейропсихологическая коррекция;
  • психолого-педагогическое сопровождение;
  • методы нейро- и психолингвистики.

Прогноз в большинстве случаев относительно благополучен. Своевременно предпринятые меры психолого-педагогической направленности позволяют добиться значительных успехов в коррекции дислексии.

Профилактика дислексии

  • Дополнительная помощь, поддержка и контролирование в развитии навыков чтения и правописания у детей со стороны окружающих взрослых, в том числе со стороны специалистов (дефектологов, логопедов, педагогов, психологов);
  • совместное чтение с ребенком, чтение ребенку на ночь;
  • поощрение успехов ребенка в приобретении новых навыков;
  • игровая деятельность ребенка должна включать работу со словами и звуками.

 

Создано по материалам:

Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

 

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com
обсудить в сообществе ДЦП

Новые статьи

Форумы

Запрещенные и разрешенные лекарства при грудном вскармливании

Во время грудного вскармливания иногда возникает необходимость приема лекарственных препаратов. Можно ли продолжать кормить малыша грудью? Отвечает доктор Комаровский.

Роды: шаг за шагом

Как понять, что начались роды? Когда ехать в роддом? Что будет происходить в роддоме? Как тужиться? Ответы на эти и многие другие вопросы в нашей пошаговой инструкции.

Военнослужащих будут проверять на наркотики

Солдаты и офицеры Вооруженных сил России будут проходить обязательное тестирование на наркозависимость.

УЗИ органов брюшной полости

УЗИ органов брюшной полости – безболезненный и чрезвычайно информативный метод, позволяющий за 10–15 минут получить исчерпывающую информацию о состоянии внутренних органов.