Средний класс обречен на вымирание
Шведские и британские исследователи проследили, каким образом планирование семьи воздействует на популяцию представителей среднего класса.
Стандартная принадлежащая к среднему классу европейская семья имеет небольшое число детей. Каждому из них обеспечиваются хорошие стартовые возможности, связанные с получением качественного образования, престижной специальности, перспективной работы. По показателям личного успеха дети из небольших семей заметно превосходят детей, рожденных в больших семьях.
Тем не менее ситуация резко меняется при взгляде с позиций эволюционной биологии. Семьи, принадлежащие к среднему классу, не образуют династий, а передача фамилий прерывается буквально в течение нескольких поколений. За это же время число потомков тех, кто создал большую семью, увеличивается в геометрической прогрессии.
Дэвид Лоусон (Dr. David Lawson), антрополог из Университетского колледжа Лондона и один из участников проекта, так интерпретирует результаты. Замысел представителей среднего класса вполне понятен: вложить значительную энергию, время и капитал в одного или нескольких детей, обеспечив своим отпрыскам максимальные возможности для достижения успеха. Естественно, что дети, выросшие в таких семьях и почувствовавшие эффективность метода планирования семьи, сами воспроизводят ту же самую модель в своих семьях. В результате популяция семей, традиционно принадлежащих к среднему классу, с каждым поколением уменьшается.
«Бедные семьи, наоборот, почти не уделяют внимания планированию семьи и ограничению рождаемости. Для них это неважно, поскольку успех их детей связан с широким спектром социальных факторов, а не с тратой многолетних инвестиций, заработанных прежними поколениями активов и разделением наследства», – отмечает ученый. Возникает парадоксальная ситуация: бедные семьи, которые в краткосрочной перспективе кажутся лузерами и неудачниками, с точки зрения эволюционной биологии – безусловные победители. Эта закономерность имеет глобальный характер и прослеживается по всему миру.
Источник:
Telegraph.co.uk