Хронические изменения психики при эпилепсии
Со стороны аффективно-волевой у эпилептиков нередко отмечаются раздражительность, возбудимость, склонность к вспышкам гнева по самому незначительному поводу. В более тяжёлых случаях обнаруживается злобность, злопамятность, мстительность, склонность к агрессии и насилию. Некоторые эпилептики медлительны, кропотливы, мелочно педантичны. Иногда у эпилептиков развивается повышенное мнение о себе, о своей честности, справедливости, любви к правде, стоящее в резком противоречии с их крайним эгоизмом, преувеличенной заботой о себе и личном благополучии, обыкновенно в ущерб интересам других. С другой стороны, наряду с повышенной самооценкой, эгоцентризмом и агрессивными тенденциями, эпилептикам часто свойственны льстивость, слащавость, угодливость.
В интеллектуальной сфере на первый план выступают медленность, вязкость, тугоподвижность мышления, трудность перехода от одной мысли к другой, неспособность отделить существенное от второстепенного, главное от мелочей. Отсюда особая обстоятельность мышления со склонностью застревать на мелочах, уходить в ненужные подробности, что создает особенное, характерное для эпилептиков вязкое, детализированное мышление.
В соответствии с особенностями мышления, речь эпилептиков отличается чрезвычайной обстоятельностью, непродуктивностью и изобилует трафаретными, большей частью витиевато-напыщенными оборотами, с нередкой склонностью к употреблению уменьшительных и ласкательных словечек.
Память и соображение постепенно слабеют. Круг интересов суживается. Общая интеллектуальная ограниченность все более нарастает. При высокой степени интеллектуального упадка можно говорить об «эпилептическом слабоумии» (деменции).
Изменения того и другого порядка идут обычно рядом, не всегда, однако, в одинаковой степени: иногда на первый план выступают характерологические изменения, иногда преобладает интеллектуальный упадок.
Необходимо подчеркнуть, что эти психические особенности cвойственны не всем эпилептикам. Встречаются эпилептики с различными степенями изменения характера, как и с различной глубиной деградации. В тех случаях, когда психические изменения резко выражены, больные становятся тупыми, апатичными, беспомощными. При нерезко выраженных изменениях психики поведение больных более или менее правильное, они могут работать, причем благодаря их обстоятельности и педантичной аккуратности скрадываются и отчасти компенсируются свойственные им медлительность и недостаточность соображения.