Остановка дыхания. Искусственное дыхание

Остановка дыхания. Искусственное дыхание Остановка дыхания. Искусственное дыхание
Остановка дыхания. Искусственное дыхание

Искусственное дыхание (искусственная вентиляция легких, ИВЛ) – меры, направленные на поддержание оборота воздуха через легкие человека, единственный метод лечения состояний больных, при которых самостоятельное дыхание не может обеспечить достаточное насыщение крови кислородом.


 

Причины остановки дыхания:

  • закупорка дыхательных путей инородными телами;
  • утопление;
  • поражение электрическим током;
  • отравление токсичными веществами или лекарственными препаратами;
  • кровоизлияние в мозг;
  • травматический шок.

Искусственное дыхание путем вдыхания воздуха может осуществляться несколькими способами. Самый простой – искусственная вентиляция легких способом рот в рот. Второй способ – рот в нос.

Как проверить, дышит человек или нет?

Нужно послушать, издает ли пострадавший звуки, характерные для дыхания; посмотреть, поднимается и опускается ли при этом его грудная клетка; приложить одну ладонь сбоку к грудной клетке на уровне нижней реберной дуги, а другую — на желудочную ямку и почувствовать, дышит ли пострадавший. Если человек дышит, сравнить частоту его вдохов и выдохов и глубину дыхания со своими собственными. Если нет, приступать к оказанию неотложной первой помощи.

Что делать при остановке дыхания?

  1. Уложить пострадавшего на спину на твердую поверхность, расстегнуть стесняющую грудную клетку одежду и обеспечить полную проходимость дыхательных путей.
  2. Если в полости рта или глотке имеется содержимое, его нужно удалить пальцем, салфеткой или при помощи любого отсоса.
  3. Встать рядом с пострадавшим на колени слева от него и проверит, дышит ли он. проверить пульс. Если нет пульса и дыхания, вызвать «скорую помощь» и незамедлительно приступить к  искусственному дыханию и массажу сердца (сердечно-легочную реанимации).
  4. Под плечи (не под голову и не под шею!) подложить валик толщиной примерно 15–20 см (например, можно плотно сложить толстую куртку) так, чтобы голова пострадавшего была сильно запрокинута, а рот открылся. 
  5. При этом нужно помнить, что чрезмерное отведение головы может привести к сужению дыхательных путей.
  6. Для более полного открытия дыхательных путей необходимо выдвинуть нижнюю челюсть вперед, подняв подбородок к верху, чтобы предотвратить западание языка.
  7. При подозрении на травму позвоночника  или головы начинать реанимацию, не меняя положения тела и головы.
  8. Дыхание рот в рот создает значительные гигиенические неудобства, избежать которых можно, если наложить на рот пострадавшего любую неплотную чистую ткань, носовой платок, салфетку. Сделать глубокий вдох, плотно прижав свой рот ко рту пострадавшего, вдувать в него воздух. При этом рукой, находящейся у лба пострадавшего, необходимо зажать своими пальцами крылья его носа. Выдох осуществляется пассивно, за счет эластических сил грудной клетки. Число дыханий в минуту должно быть не менее 16–25. Вдувание нужно проводить быстро и резко (у детей менее резко), чтобы продолжительность вдоха была в 2 раза меньше времени выдоха.
  9. Необходимо следить, чтобы вдыхаемый воздух не привел к чрезмерному растяжению желудка. В этом случае появится опасность выделения пищевых масс из желудка и попадания их в бронхи.
  10. После первого выдоха проверить пульс и 5 раз резко надавить на грудь.
  11. Пульс и дыхание проверить через минуту. Если пульс и дыхание по-прежнему не восстановились, необходимо продолжать искусственное дыхание и массаж сердца в соотношении 5:1.
  12. При проведении дыхания способом рот в нос вдувания воздуха производится через нос. При этом рот пострадавшего должен быть закрыт рукой, на которой одновременно смещают челюсть кверху для предупреждения западания языка.
  13. Вдувание воздуха проводят обычно с частотой 16—25 в 1 минуту; при сочетании ИВЛ с массажем сердца — с частотой 12—15 в 1 минуту.
  14. Не прекращать реанимацию до приезда «скорой помощи». В случае восстановления кровообращения и дыхания прекратить реанимацию и проверять пульс и дыхание каждые 1–2 минуты.
  15. Нельзя оставлять пострадавшего одного.
  16. Ребенку нужно делать искусственное дыхание, обхватив губами его рот и нос.
  17. Малышу массаж сердца делать двумя пальцами, ребенку-школьнику – одной рукой.
  18. При реанимации двумя людьми, один делает искусственное дыхание, другой – массаж сердца в соотношении 5:1.
В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com

Новые статьи

  • Первая помощь: сердечно-легочная реанимация

    Сердечно-легочная реанимация может спасти жизнь, помогая выиграть считанные минуты до приезда специалистов. Однако не многие знают, как правильно ее проводить.

  • Лечение глиной: рекомендации и рецепты

    В народной медицине глина издавна используется в лечении различных заболеваний. Какой эффект она оказывает, как применяется и в борьбе с какими недугами помогает?

  • Музыка тела: 4 причины хруста в суставах

    Хруст в суставах пугает, нервирует и привлекает излишнее внимание посторонних, однако далеко не всегда является признаком или предвестником болезни.

  • Вальгусная стопа

    Нередко на прием к врачу-ортопеду приходят молодые женщины с жалобами на покрасневшие «шишки» на внутренней поверхности стоп. Эти наросты не просто уродуют ногу, но и мешают носить модную обувь. Специалисты называют это заболевание вальгусной стопой.

Форумы

Артрит

Артрит – общее название воспалительных заболеваний суставов различной этиологии. Выделяют ревматоидный, реактивный и другие типы артрита.

Остеохондроз позвоночника

Остеохондроз позвоночника – это дегенеративное заболевание, поражающее первично межпозвонковый диск, а вторично — другие отделы позвоночника, опорно-двигательный аппарат и нервную систему.

Артроз

Хроническое заболевание суставов, характеризующееся деформацией суставного хряща, диагностируется как артроз и требует профилактики ухудшений состояния сустава.

Плоскостопие у детей: чем опасно и как лечить?

В настоящее время с проблемой плоскостопия сталкивается огромное количество детей. Именно поэтому важно знать, как выявить проблему и чем помочь малышу.