Неврологические симптомы психических расстройств
Особенно важно исследование этих признаков при заболеваниях, сопровождающихся выраженными изменениями самого мозга, то есть при так называемых органических заболеваниях (прогрессивном параличе, сифилисе мозга, артериосклерозе, энцефалите и др.). В этих случаях само наличие неврологических симптомов уже указывает на органический характер заболевания и позволяет до известной степени судить о его распространенности, течении и о расположении очагов поражения в веществе мозга, в частности о нарушении деятельности отдельных «центров» мозга.
Важнейшими неврологическими симптомами являются симптомы поражения черепно-мозговых нервов, изменения рефлекторной сферы, расстройства чувствительности, двигательных функций и речи.
Среди поражения черепно-мозговых нервов большое значение имеют так называемые глазные симптомы.
У здорового человека зрачки глаз имеют равномерную величину и правильную круглую форму. Они автоматически сужаются под действием света (реакция зрачков на свет) и при фиксации взгляда на близких или отдаленных предметах (реакция зрачков на конвергенцию и аккомодацию).
При органических заболеваниях мозга наблюдается патологическое сужение зрачков, их неравномерность и неправильная форма. Нарушаются реакции на свет и на аккомодацию. Постоянным симптомом прогрессивного паралича является отсутствие реакции зрачков на свет при сохранности реакции на аккомодацию и конвергенцию (симптом Аржиль-Робертсона).
В некоторых случаях в результате поражения зрительного нерва может развиваться снижение остроты зрения вплоть до полной слепоты.
Имеет значение исследование «глазного дна», которое можно рассмотреть благодаря прозрачности отдельных частей (сред) глазного яблока. Изменения «глазного дна» указывают на повышение внутричерепного давления, позволяют установить поражение зрительного нерва при повышении внутричерепного давления или атрофии нерва.
В результате поражения черепно-мозговых нервов могут развиться: кососоглазие, вызывающее «двоение в глазах», ограничения движения глазных яблок или их ритмичные подергивания, которые носят название нистагма.
Далее следует отметить нарушение симметрии лица, чаще всего вследствие сглаженности носогубной складки, различную ширину глазных щелей и отклонение языка от средней линии при высовывании, что также наблюдается вследствие поражения черепно-мозговых нервов.
При нервных и психических заболеваниях наибольшее значение имеет исследование так называемых сухожильных рефлексов, вызываемых постукиванием по сухожилиям определенных мышц (рефлексы коленные, с ахиллова сухожилия, с мышц предплечья) и кожные рефлексы (брюшные, подошвенные).
При заболеваниях центральной нервной системы рефлексы могут изменяться как в сторону их понижения или утраты (например, отсутствие коленных рефлексов при сухотке спинного мозга), так и в сторону их повышения, выражением чего является увеличение размаха движения голени при вызывании коленных рефлексов.
При этом следует иметь в виду, что симметричное понижение или повышение рефлексов на обеих сторонах тела (правой и левой) не всегда является болезненным признаком.
В отличие от этого неравномерность рефлексов указывает на поражение нервной системы. Точно так же особенно резкое повышение рефлекса, доходящее до частых ритмичных повторных движений в ответ на однократное раздражение, является болезненным признаком и носит название клонуса или клонических подергиваний.
Кроме того, при болезненных изменениях центральной нервной системы могут возникать новые рефлексы, не вызываемые у здоровых людей, которые поэтому носят название патологических рефлексов и указывают на органическое поражение спинного или головного мозга.
Наиболее важным из патологических рефлексов является рефлекс Бабинского, представляющий патологическое извращение подошвенного рефлекса, наблюдающегося в норме. Он заключается в том, что при раздражении подошвы разгибается большой палец. На аналогичные болезненные изменения указывают также рефлексы Бехтерева и Россолимо. Рефлекс Бехтерева вызывается постукиванием по тылу стопы, рефлекс Россолимо – легким ударом по подошвенной стороне пальцев ноги; как в том, так и в другом случае наблюдается подошвенное сгибание пальцев.
Расстройства чувствительности могут проявляться в повышении ее, когда обычные раздражения воспринимаются чрезвычайно остро или болезненно, или, наоборот, в понижении ее, доходящем иногда до полной потери ощущений. Наблюдаются также разнообразные неприятные, необычные ощущения, возникающие без видимого раздражения, которые носят название парестезий. Так, иногда больные ощущают чувство покалывания или мучительного жжения под кожей.
Расстройства двигательных функций при нервных и психических заболеваниях возникают вследствие нарушения определенных отделов нервной системы и выражаются в полной утрате движений конечности (паралич) или более или менее значительном ограничении возможности движений (парез).
Расстройства двигательных функций проявляются также в излишних, непроизвольных движениях, которые не могут быть преодолены или задержаны больным и которые носят название гиперкинезов. Сюда относятся дрожание, подергивание, судороги. Среди этих двигательных расстройств наибольшее значение имеют судорожные движения, которые могут возникать периодически и охватывать большую часть мускулатуры тела, приобретая характер судорожного припадка.
Различают судороги тонические и клонические, являющиеся основными элементами эпилептического припадка. Тонические судороги выражаются в длительном сокращении и напряжении мышц, вследствие чего происходит фиксация той или иной части тела в определенном положении, не зависящем от воли больного. Клонические судороги выражаются в попеременном напряжении и расслаблении мышц, в результате чего происходят подергивания конечностей или туловища.
Наряду с излишними движениями (гиперкинезами) при заболеваниях мозга наблюдается и общая недостаточность двигательных функций, характерная так же, как и большинство гиперкинезов, для поражения подкорковых мозга. При этом бросается в глаза общая медлительность движений, их неловкость, сопровождающаяся большим, чем в норме напряжением мышц. На всем облике больного как бы лежит отпечаток общей скованности, чему способствует неподвижность лицевой мускулатуры – так называемое маскообразное лицо. Такого рода расстройства наблюдаются при энцефалите, при травмах мозга и некоторых других органических заболеваниях.
Расстройства движений нередко сопровождаются нарушением походки, иногда нарушается также способность координировать движения или удерживать равновесие, что в первую очередь отражается на походке. Расстройство координации и равновесия выражается, в частности, в неустойчивости и пошатывании при стоянии с закрытыми глазами (симптом Ромберга).
Нарушение двигательных функций может сказываться в утрате способности производить различные сложные, хотя бы и хорошо знакомые, заученные движения. Больной не может зажечь спичку, завести часы и т.п. Это происходит не вследствие параличей, а в результате поражения определенных центров коры мозга, работа которых необходима для координирования отдельных простых движений в сложные двигательные акты, какими являются, в частности, письмо и подавляющее большинство двигательных навыков, связанных с трудовыми процессами.
К расстройствам сложных функций, связанным с поражением определенных центров мозга, относятся расстройства узнавания предметов, что наблюдается при сохранности непосредственно воспринимающих аппаратов. При этом больной видит предмет, но не может узнать его по внешнему виду.
Расстройства речи также могут быть связаны с поражением определенных центров, расположенных в височной, лобной и теменной областях коры (у правшей – слева, у левшей – справа). Такие нарушения речи носят название афазии,проявляющейся в различных формах.
Возможна утрата только произвольной речи, когда больной понимает обращенную к нему речь, но не может найти слов для ответа или сказать что-либо по собственному побуждению. Такой больной или совсем ничего не говорит или имеет в запасе одно – два слова, которыми он и отвечает на каждый обращенный к нему вопрос. При другой форме афазии больные не понимают обращенной к ним речи, значения произносимых слов, так как не могут осмыслить того, что они слышат. Они воспринимают слова, как бессмысленные звуки. Поэтому в той или иной мере нарушается и речь самого больного, поскольку он не понимает слов, которые он сам произносит. Наконец, афазия может проявляться в том, что больные забывают и не могут припомнить слов, чаще всего названий предметов, которые они стараются заменить описанием. Это становится особенно заметно, если предложить такому больному называть показываемые ему предметы. Вместо того, чтобы назвать «карандаш» или «стакан», он говорит: «это то, чем пишут», «а это, чтобы пить, ну, такое круглое, пустое». Иногда достаточно бывает произнести первый слог слова, чтобы больной его вспомнил и правильно произнес. Афазии наблюдаются при органических заболеваниях мозга, вызывающих очаговые изменения в мозговой коре (травмы, артериосклероз, сифилис мозга).
Органические изменения приводят также к нарушению произношения слов, к невозможности произносить слоги слов в определенной последовательности, вследствие чего речь становится как бы смазанной, к спотыканию на отдельных слогах (дизартрия), что особенно характерно для прогрессивного паралича.
В некоторых случаях больные временно полностью теряют способность речи в результате болезненных нарушений психики. Такое состояние носит название мутизма (немоты – лат.) И наблюдается чаще всего при шизофрении и истерических реакциях.