Детская истерика в магазине: как предупредить и прекратить
Не все родители предпочитают совместный шопинг с детьми. Примерно с 2 лет многие малыши начинают устраивать истерики с криками, воплями и паданием на пол. И все ради приобретения понравившейся им игрушки или лакомства.
Незавидное положение родителей усугубляется в кризис 3-летнего возраста, когда для успокоения ребенка требуется больше времени, чем обычно.
А ведь ситуаций, когда дети устраивают сцены в магазине, можно избежать. Для этого родителям придется проявлять выдержку, твердость характера и креатив.
Как предупредить магазинные истерики
Стратегический подход
- Предупредить ребенка, что в магазине ему купят лишь одну вещь. Чтобы детские фантазии не разорили родителей, важно ограничить аппетиты малыша определенной суммой денег.
- Предварительно составлять список покупок и поручать контроль за этим ребенку. Осознавая ответственность поручения, он будет слишком занят, чтобы отвлекаться на капризы.
- Объяснить ребенку, что в данный момент финансовые возможности родителей не позволяют купить ему то, что он захочет.
- Выбирать, по возможности, такие маршруты в магазине, которые далеки от отделов со сладостями и игрушками.
Творческий подход
- Накануне посещения магазина рисовать с ребенком продукты и вещи, которые планируется купить. Трудоемко, но результативно. Рисунки надо брать с собой в магазин, чтобы ребенок по ним ориентировался – как бы родители не забыли купить что-то нужное. Способ хорош для детей, еще не умеющих читать.
Психологический подход
- Не позволять любящим дедушкам и бабушкам баловать детей, покупая им в магазине все по первому требованию.
- Не покупать в присутствии малыша игрушки и сладости другим детям.
- Не брать с собой в магазин голодного, уставшего и невыспавшегося ребенка.
Как справиться с детской истерикой в магазине
- Не идти на поводу у ребенка, даже если он бьется в истерике. Одна уступка может сделать родителей заложниками детского крика в магазине в других подобных ситуациях.
- Аргументировать, что взрослые дети так себя не ведут, так как с 3 лет малышам нравится считать себя «большими».
- Учить детей достойно вести себя и не совершать поступки, которые вызовут негативную оценку окружающих.
- Акцентировать внимание на том, что окружающие будут смеяться над кричащим ребенком.
- Не обращать внимания на советчиков, которые всегда есть в толпе.
- Не наказывать ребенка, пытаясь таким образом прекратить истерику.
- Спокойно выводить или выносить плачущего малыша из магазина.
- После окончания истерики дружелюбно обсудить с ним произошедшее в магазине.
Совместный шопинг – добрая семейная традиция
Преодоление периода магазинных истерик может как быстро пройти, так и затянуться. В любом случае с возрастом ребенок прекратит устраивать сцены с криками и плачем. И тогда совместный шопинг станет приносить удовольствие всем членам семьи. Ведь это действительно хорошая традиция, когда папа, мама и ребенок вместе отправляются за покупками новой одежды, продуктов, игрушек или сладостей.
Если склонность к частым истерикам в магазине не проходит после 3-летнего возраста, следует обсудить эту проблему с детским психологом и невропатологом. Есть вероятность, что причина такого поведения кроется в педагогической запущенности или неврозе.
Галина Ярошук, доктор биологических наук, клинический психолог: «Ребенок очень тонко чувствует своих родителей, и, если вы боитесь чего-то, он непременно это поймет. Не бойтесь детских истерик, но и не провоцируйте малыша. Не надо его подкупать подарками и сладостями при каждом посещении супермаркета. Приучайте к покупкам постепенно. Зайдите на 5 минут, купите пакет молока и хлеб, быстро выйдите из магазина через экспресс-кассу. Магазин не место для конфликтов, но если ребенок проявил непослушание, то надо максимально быстро покинуть магазин даже без покупок. Дома вы можете поиграть с ребенком не только в машинки и дочки-матери, но и в магазин. В игровой форме сделайте покупки и расплатитесь на кассе. Постепенно ребенок приучится к необходимым нормам поведения, и вы сможете вместе спокойно гулять по торговому центру».
Эксперт: Галина Ярошук, доктор биологических наук, клинический психолог
Автор: Елена Нерсесян-Брыткова