Трудоголизм: труд как наркотик
Трудоголизм – одна из самых распространенных зависимостей, по числу жертв не уступающая ни алкоголизму, ни курению. Это форма зависимого поведения, при которой работа выступает в качестве наркотика, притом очень сильного, разрушающего и беспощадного. На первый взгляд может показаться, что это довольно безвредное состояние. Однако трудоголизм наносит не меньший ущерб личности, чем химические зависимости – наркомания, алкоголизм, курение. Эмоциональная зависимость трудоголиков деформирует их внутренний мир, пронизывает мышление, эмоции, интеллект, память, действия, поступки, характер личности. Серьезность проблемы становится все более очевидной: все больше молодых людей оказываются подвержены ей.
Есть версия, что трудоголизм убил гениального драматурга Уильяма
Шекспира, который сочинял в среднем по 2 пьесы в год, а параллельно
ставил спектакли, играл в них, был директором театра. Он был
так занят, что редко находил время для общения с семьей.
Как возникает трудоголизм
В процессе работы у человека раздражаются рецепторы нервных клеток мозга в так называемых «центрах удовольствия», синтезируя и выбрасывая активные вещества – нейротрансмиттеры, в том числе эндорфины. Но эти клетки довольно быстро изнуряются, и первоначальная длительность работы уже не в состоянии обеспечить необходимого количества эндорфинов. Возникает потребность еще больше увеличить продолжительность работ – и так по нарастающей. Стремление к наслаждению трудовым процессом порождает неутолимый голод этого наслаждения.
Кто такие трудоголики?
Трудоголики – это «маньяки» труда: люди, работающие без остановки, не знающие ни выходных, ни отпусков, приходящие на службу раньше всех и уходящие последними. Когда их лишают возможности трудиться, то становятся ярко выраженными симптомы лишения (аналог наркотической «ломки»): эмоциональная неустойчивость с преобладанием дисфории. Другими словами, трудоголики без труда не находят себе места, становятся злобными и мрачными. Получив отпускные и напутствия хорошо отдохнуть, они могут впасть в глубокую депрессию.
Ученые обнаружили, что, когда трудоголика лишают работы, отделы мозга, отвечающие за пристрастие к спиртному, наркотикам и азартным играм, у него повышенно активизируются. А очередная волна «трудового энтузиазма» напоминает алкогольный запой. Как и алкоголики, трудоголики находят в своей зависимости способ ухода от реальной жизни. Только первые глушат свои неудовлетворенные потребности алкоголем, а вторые – работой. Несмотря на все симптомы зависимости, и те, и другие упорно не желают признавать существующую проблему. Как алкоголик мнит себя просто «любителем выпить», так и трудоголик считает себя просто трудолюбивым человеком.
Обладатель почетного титула «Самого полезного человека Америки»
Томас Эдисон за 84 года своей жизни запатентовал 1 093 изобретения. «Том
всегда изобретает, даже во сне», – так характеризовала его зависимость жена Мина.
Трудолюбие или трудоголизм?
Конечно, не всякий, кто постоянно задерживается на работе, – трудоголик. Диагностика трудоголизма затруднена тем, что работа является одной из приоритетных областей жизнедеятельности человека. Однако между трудолюбием и трудоголизмом существует большая разница. Трудолюбивые люди работают, чтобы жить, а трудоголики живут, чтобы работать. Поэтому о трудоголизме как форме зависимого поведения можно говорить тогда, когда работа становится «состоянием ума», когда на ней круглосуточно сосредоточены все мысли, когда человек видит в качестве источника получения удовлетворения только производственный процесс.
Трудолюбивый человек имеет перед собой цель, ему важен результат своего труда, для него профессиональная деятельность – всего лишь часть жизни, способ самовыражения и средство самообеспечения и создания материальных благ.
Для трудоголика все наоборот: работа является самоцелью и смыслом существования, а ее результат не имеет значения. Все, что находится вне сферы его служебных интересов, включая семью, трудоголиком воспринимается как помехи, которые отвлекают от работы, а потому вызывают раздражение и досаду.
Чувство долга, отличающее трудолюбивых людей, у трудоголиков трансформировано в тиранию долга. Характерная черта трудоголиков – «дальтонизм необходимости», который мешает им различать жизненные ценности, удовлетворять нормальные человеческие потребности, как это делает здоровая личность. По этой причине полноценная жизнь проходит мимо.
Основные проблемы трудоголиков
Зависимость трудоголиков искажает восприятие окружающего мира и отношения с окружающими. Они начинают признавать только свои интересы, становятся более черствыми и эгоистичными. Под маской трудоголизма скрывается много психологических проблем – комплексы и страхи. Нескончаемая работа становится психологическим экраном, отражающим негативные эмоции.
Важность поддержания здоровья, необходимость здорового отдыха трудоголики признают только на словах, реально ничего не предпринимая для этого. На прямые вопросы, почему они так наплевательски относятся к своему здоровью, отказываются отдохнуть и пообщаться с семьей, такие люди отвечают нелепыми объяснениями о производственной необходимости, потребности заработка, специфике бизнеса. На самом деле это отговорки и способ уйти от действительно необходимых и неотложных дел: серьезно поправить свое на ходу разваливающееся здоровье или проявить внимание и заботу к своим близким. Жены трудоголиков всегда одиноки, дети – сироты при живом отце. Но подверженные трудоголизму этого не замечают и не хотят замечать, их интересы и общение ограничены рамками работы. Жизнь они заменяют своей «профессиональной деятельностью».
Психологический портрет трудоголика
Черты характера
В психологическом портрете трудоголиков преобладает «сухарь» – добросовестный тип, которому свойственны следующие черты:
- системность в мышлении, организованность;
- любовь к чистоте и порядку, тщательность в работе, большое старание, терпение и усердие, но в итоге достижение средних результатов;
- желание быть «правильным», стремление к безупречности во всем – в качестве работы, в морально-этических нормах, требование того же от других людей;
- затруднения в выборе, скрупулезное взвешивание «за» и «против» в поступках и мыслях, предусмотрительность, страх перед ошибками;
- чрезмерная обстоятельность, повышенное внимание к второстепенному, застревание в подробностях, деталях;
- упорство, перерастающее в упрямство; целеустремленность, прямолинейность в достижении цели;
- накопление напряжения, стрессов, обид, неумение расслабиться, отдохнуть, простить, открыто выразить свои эмоции.
Гендерные особенности
Мужчины попадают в сети трудоголизма чаще женщин. Социальные стереотипы диктуют им быть добытчиками по определению и по рождению, но трудоголики воспринимают это как веское самооправдание своей зависимости.
Тип труда
Трудоголиков, изнуряющих себя физическим трудом, мало, потому что это у них слишком хорошо получается. Энергетические ресурсы имеют свои пределы, а возможности пополнять их исчерпаемы. Накопится усталость, и крайнее переутомление долго ждать себя не заставит.
Трудоголиков, истязающих себя умственным трудом, в 5–6 раз больше, потому что убить себя таким способом не так просто – это еще надо постараться. Обычно мозг не устает, если выполняет работу легко и творчески. Но мозг умственных трудоголиков работает очень напряженно и неэффективно. Его утомляемость ощущается даже физически – постоянным напряжением мышц верхней части спины и плеч.
Психологические установки
На подсознательном уровне трудоголики непрерывно играют в своеобразную игру, название которой можно сформулировать так: «попробуйте меня в чем-либо упрекнуть». Они стремятся работать не просто на пять, а на пять с плюсом, что влечет колоссальные энергетические затраты и делает их работу непродуктивной. У трудоголиков руководящего звена имеются определенные трудности с доверием, они третируют своих подчиненных мелочной опекой и регламентацией каждого шага. Такая система управления также неэффективна.
«Опасные» профессии
Среди профессий трудоголизм больше всего поражает программистов. Далее идут бизнесмены, третье место занимают юристы, экономисты и бухгалтеры, четвертое удерживают врачи. У трудоголиков-программистов прослеживается четкая двоичная логика, применяемая в программировании, что невольно накладывает определенные сложности на общение в реальном мире. Они раскладывают свою жизнь по полочкам и составляют свою жизненную программу с ответвлениями на тот или иной случай. Трудоголизм компьютерщиков превращается в компьютерную зависимость или ее разновидность – интернет-зависимость.
В Японии, где многих тревожит растущая смертность от переутомления
на работе, ученые уже взялись за поиск объективного критерия усталости.
Они пытаются освоить метод количественной оценки усталости с помощью
особого вещества в крови – биомаркера утомления. Возможность отслеживать
его уровень позволила бы правильно организовать и контролировать
как трудовой, так и, при необходимости, лечебный процесс.
Жизнь или работа?
Трудоголизм можно рассматривать как одну из форм психастении – невроза навязчивых состояний. Процесс работы только создает впечатление решения каких-то внутренних, душевных, проблем, но на самом деле ничего не решает.
Ждать и надеяться, что у трудоголика появится согласие вернуться к нормальной жизни, бессмысленно. Это согласие нужно активно формировать. Люди, страдающие этой зависимостью, нуждаются в психологической помощи и социальной реабилитации. Главное – помочь им осознать, что трудоголизм есть деструктивное поведение. И что от этой зависимости можно и нужно освобождаться с помощью комплексного подхода, который включает в себя психотерапию, вспомогательное лечение лекарственными средствами, психогигиену и активные формы отдыха.
Автор: Владимир Кукк, врач-психиатр, психолог