Приступ, ремиссия, выздоровление
Болезнь – процесс, протекающий во времени
Прежде всего, нужно понять важнейшую характеристику всякой болезни: это процесс, протекающий во времени. Он имеет начало, развитие и конец. На обычном, непрофессиональном, языке начало процесса у какого-нибудь человека обозначают словами «он заболел». На этапе развития процесса говорят: «он болеет». Когда процесс заканчивается, говорят: «он выздоровел». При некоторых болезнях этих слов, в общем, достаточно, чтобы описать все их течение.
Что ждет пациента
Но есть заболевания, и их много, при которых состояние больного то улучшается, то ухудшается снова. Улучшения бывают такими полными, что их трудно отличить от выздоровления, и только новое обострение болезни приносит разочарование – она еще не закончилась. Именно в таких случаях для описания отдельных этапов течения болезни приходится использовать такие термины, как ремиссия, приступ, обострение. Правильная характеристика этапа болезни имеет очень большое практическое значение, потому что заключает в себе прогноз. Иными словами, характеризуя этап течения болезни, мы как бы одновременно предсказываем, что ждет пациента в дальнейшем.
Приступ
Например, говоря, что в настоящее время у человека приступ, мы имеем в виду, во-первых, что течение болезни носит волнообразный характер, а во-вторых, – что через некоторое время это состояние пройдет и наступит существенное улучшение.
Ремиссия
Улучшение самочувствия называется ремиссией. Говоря, что у больного ремиссия, мы констатируем улучшение, но одновременно имеем в виду, что болезнь, к сожалению, не закончилась, и в будущем пациента ждет новый приступ. Понимание этого важно, поскольку в этом случае можно предпринять меры, которые бы могли или не допустить развития этого приступа, или хотя бы сделать его более легким. Для этого в психиатрии (да и во многих других областях медицины) используется так называемая поддерживающая терапия, то есть пациент продолжает принимать лекарства, хотя чувствует себя хорошо. Если этого не знать, то между врачом и пациентом возникают недоразумения: пациент не может понять, зачем ему глотать таблетки, которые к тому же оказывают еще побочное действие, если он чувствует себя хорошо. К большому сожалению, современная наука не в состоянии прогнозировать длительность ремиссии. При очень продолжительных заболеваниях часто невозможно даже сказать, идет ли речь действительно о ремиссии (то есть новый приступ обязательно наступит), или о выздоровлении (то есть приступ не наступит никогда).
Попытка предсказать длительность ремиссии
Данные, полученные при обследовании тысяч людей, страдающих хроническими психическими заболеваниями, говорят о том, что длительность ремиссии может колебаться от нескольких недель до многих десятков лет. Проведено множество исследований, в которых предпринималась попытка предсказать длительность ремиссии. Все эти исследования были безуспешны и, похоже, что эта величина в каждом конкретном случае определяется случайностью. Эти трудности, конечно, сильно сказываются на практике. Действительно, сразу после окончания приступа назначение поддерживающей терапии выглядит совершенно естественным и в глазах врача, и в глазах пациента.
Целесообразность дальнейшей терапии
Но идет время, пациент чувствует себя хорошо и год, и два, и три, лекарства надоедают, побочные действия мешают жить, и возникает вопрос: сколько же можно глотать таблетки? На этот вопрос нет обоснованного ответа. Очевидно, что длительный шаблонный прием лекарств никакой пользы не приносит. Поэтому при длительном и стабильном хорошем самочувствии необходимо обсуждать с врачом целесообразность дальнейшей терапии. По взаимному согласию, ее можно прекратить, но при условии, что при малейшем ухудшении состояния лечение возобновляется. Однако очень часто бывают случаи, когда ремиссия не совсем полная, то есть какие-то расстройства все-таки существуют. В этих случаях лечение, конечно, необходимо. Но оно все равно не должно быть шаблонным и должно изменяться, если меняется состояние.