Расстройства мышления и интеллекта
Наблюдающиеся при различных психических заболеваниях расстройства мышления в той или другой степени лишают больных способности обобщать опыт, правильно оценивать реальные события. У одних больных преимущественно нарушается темп мышления, у других – структура и целенаправленность мыслей, у третьих имеется скудость ресурсов мышления, выражающаяся в картине слабоумия.
Нарушение темпа мышления проявляется в двух формах.
Заторможение мышления часто сопровождается общей картиной неподвижности, скованности. Движения, мимика, интонации речи создают внешнюю картину заторможенности. Мысль больных с трудом продвигается, происходят остановки, застревания, наблюдается «жвачка» одних и тех же мыслей. Такое мышле ние наблюдается при депрессивном состоянии, при некоторых органических заболеваниях мозга.
Противоположное по темпу расстройство мышления выражается в его ускорении, доходящем иногда до «скачки идей» (например, при маниакальном состоянии). Мысль ни на чем не задерживается. Каждое новое впечатление увлекает ее на новый путь. Такие больные отличаются живостью, иногда находчивостью. Они могут говорить без умолку, откликаются на любое внешнее событие. При этом интонация речи, мимика, движения свидетельствуют о приподнятом настроении, о психическом возбуждении.
Нарушение структуры и целенаправленности выступает яснее всего при разорванности мышления, характерной, например, для некоторых случаев шизофрении. Здесь уже дело не в поверхностных связях, а в смысловых разрывах, в парадоксальных сочетаниях идей. Мышление при этом изменяется качественно, и не за счет темпа, как это можно было видеть выше. В некоторых случаях за своеобразием выражений и сочетаний все же удается уловить мысль больного, иногда же дело идет о нелепых сочетаниях слов, бессмысленно следующих одно за другим.
Внешне противоположную форму расстройства мышления представляют собой патологическая обстоятельность, склонность к детализации, свойственные преимущественно эпилептикам и некоторым больным с органическим поражением мозга. Больные, проявляю щие эти черты мышления, увязают в подробностях, к конечному пункту рассказа идут медленно, пробираясь сквозь множество ненужных, загромождающих мысль деталей. При этом, однако, мысль не теряется и рассказ последовательно ведет к конечной цели.
Возникает такая обстоятельность вследствие негибкости, тяжеловесности мыслительного процесса, неумения выделить существенное, главное среди частностей, второстепенных деталей, вследствие недостаточной способности обобщения, абстрагирования.
Нередко психически больные проявляют склонность к мудрствованию, резонерству, к схематизму и формализму мышления. Они облекают самые простые мысли в ходульную, ложно-научную форму, бесплодно рассуждают, охотно прибегают к многозначительным, высокопарным словам. Такой стиль речи и мышления часто наблюдается у больных, переоценивающих свои возможности. Он становится тем заметнее, чем беднее интеллект больного. В таких случаях больные во имя внешней звучности речи неправильно пользуются словами, извращают грамматический и синтаксический строй речи.
Психически больные вообще нередко придают новый смысл словам, игнорируют их социальное значение. Это находится в соответствии с тем, что при психических болезнях разрушается социальная направленность мышления, его действенность. Для некоторых больных речь перестает быть средством общения. Они укороченно выражают мысли, пользуются как бы только намеками. Их речь является речью для себя и поэтому она отрывочна, фрагментарна. О понятности сказанного они не заботятся. При этих условиях они нередко придают общеизвестным словам особый смысл и пользуются придуманными словами для выражения своих особых ощущений, переживаний, мыслей.
Мышление психически больных часто оперирует случайными связями, как системой доказательств. В своих построениях они не замечают противоречий, символически истолковывают окружающее, наделяют причинной связью простые совпадения не относящихся друг к другу фактов. Так, больной А. ждет своей смерти; он утверждает, что умерла его жена, несмотря на то, что видит ее, получает от нее передачи, записки. Он получает четыре апельсина, один из них подгнивший. Он объясняет: «Нас четыре члена семьи. Я скоро буду гнить в могиле».
Эти и другие механизмы патологического мышления при известных условиях облегчают возникновение бредовых идей.
Во всех указанных случаях имеются относительно сложные формы нарушения мышления. Они представляют собой изменение структуры и целенаправленности психического процесса. У многих больных, проявляющих эти виды нарушения мышления, резко затрудняется практическая ориентировка, появляются странные, нелепые поступки. Их психическое состояние часто характеризуется словом «психоз».
Различают врожденное и приобретенное слабоумие. При врожденном слабоумии (вызванном повреждением зачатка, плода) имеется равномерный уровень интеллектуальной недостаточности, бедный запас слов, понятий, знаний, навыков. При слабоумии приобретенном интеллект, ранее нормальный, под влиянием болезненного процесса (прогрессивный паралич, старческие психозы и т.д.) разрушается. Здесь запас отдельных сведений, даже структура речи показывают, что больной был интеллектуально богаче; наряду с ответом, свидетельствующим о глубоком слабоумии, о психическом распаде, от больного можно услышать отдельные замечания, являющиеся осколками прежних знаний и прежней способности суждения.
При различных заболеваниях (врожденное слабоумие, прогрессивный паралич, старческие психозы и др.) могут наблюдаться тяжелые формы слабоумия.