Какими бывают бредовые идеи
Обычные заблуждения могут иметь массовый характер и исчезать под влиянием фактов, новых сведений. Люди заблуждающиеся находят единомышленников, их заблуждения – это «типовая» ошибка суждений, в такой же форме повторяющаяся у других. Бредовые идеи вырастают индивидуально из болезненного источника, они коренным образом изменяют отношение больного к внешнему миру и к самому себе, они приобретают в психике больного доминирующее место и не поддаются никакому влиянию со стороны, никаким доводам, а зависят от самого течения болезни.
Бредовые идеи являются сложной формой психического расстройства, так как они связаны с расстройством сознания или с изменениями мышления, воли, эмоциональности, с изменением всей личности больного.
Бред преследования заключается в том, что больной считает себя окруженным врагами, имеющими целью уничтожить, отстранить его. Чувствуя постоянную угрозу, больные прибегают к мерам предосторожности, стараются «замести следы», но неизбежным образом каждый раз оказывается так, что враги нашли новые средства и пути для преследования. Так, больной, помещаемый в больницу, уже на следующий день видит подозрительных для него соседей по койке, «подставных» санитаров, видит признаки вновь организованной слежки.
Бред отношения находится в близкой связи с бредом преследования и часто неотделим от него. При бреде отношения больной истолковывает все происходящее вокруг, как имеющее отношение к нему, к его личности. Увидит он группу шепчущихся людей – ему кажется, что они шепчутся о нем. Услышит он смех, ему кажется, что смеются над ним. Всюду он видит подмигивания, обращает внимание на «имеющие отношение» к нему покашливания, движения, намеки.
В связи с бредом отношения и чувством особой значимости окружающей обстановки, больные бывают склонны символически толковать все происходящее вокруг них. Так, больной решает, что карикатура в журнале имеет к нему отношение, так как сосед его носит очки, а под карикатурой написано: «что он видит сквозь очки?».
Бред физического воздействия относится к той же общей группе бреда преследования, но имеет своеобразные черты и важное практическое значение. Здесь имеются в виду больные, чувствующие себя под влиянием гипноза, испытывающие воздействие на них электрического тока, радиоволн. Собственные действия кажутся им внушенными со стороны, кровать будто заряжена током, невидимые лучи действуют на их мысли.
Ипохондрический бредозначает необоснованное убеждение больных в том, что у них наступили непоправимые изменения со стороны внутренних органов или в их внешности. Больные жалуются на тяжкие, неизлечимые болезни. Они утверждают, что у них проваливается нос, что рак разрушает их внутренности, что им остался месяц жизни, но проходит год, и ничто их не убеждает в противоположном. Ипохондрические идеи выражаются нередко в бесконечных, иногда сменяющихся жалобах на неприятные ощущения в сердце, легких, в спине, в ногах, в голове и т.д., причем объективное исследование никаких уклонений от нормы не обнаруживает.
Бред величия проявляется у больных в убеждении, что они необычайно богаты, сильны, обладают способностью влиять на общественные события, создавать научные открытия. Некоторые из них заявляют о своем бессмертии, называют себя именами знаменитых людей, утверждают, что они обладают возможностью читать чужие мысли, оживлять людей, наблюдать события, происходящие на других планетах и т.д. Бред величия может быть связан с бредом преследования и отчасти вытекать из него. Выводы больного приблизительно таковы: мной очень интересуются, от меня хотят избавиться, следовательно, я значительная персона. В других случаях бред бывает связан с благодушно веселым, приподнятым настроением и слабоумием, в результате чего он приобретает нелепый характер.
С такой же неиссякаемой настойчивостью, отвлекая многих работников судебных и контрольных органов от дела, с такой же убежденностью в своей правоте действуют больные сутяжным бредом. Они непрерывно возбуждают судебные дела, постоянно заявляют отводы составу суда, добиваются кассации, пишут в газеты, в высшие учреждения. Они добиваются восстановления своих якобы попранных прав, вовлекают в круг обвиняемых ими все большее число лиц, во всех неудачах видят происки врагов.
В отношении бреда ревности интересен больной К. Уходя из дому, он запечатывал сургучом наружную дверь, чтобы никто не мог проникнуть к его жене. Не доверяя ей, на ночь он пришивал свое белье к ее белью нитками. Приходя к ней на службу, он вел наблюдение за ней через специально сделанное в двери отверстие. Когда она находилась на излечении в больнице по внутренним болезням, он вечера просиживал на пожарной лестнице против окна второго этажа, подозревая врача в ухаживании за ней. К патологической ревности склонны некоторые алкоголики с деградацией личности, вызванной хроническим алкоголизмом, а также шизофреники при легких степенях болезни.