Med

В ожидании нового приступа или выздоровления…

Подготовлено:
Многие люди, страдающие хроническими заболеваниями (не только психическими), которые протекают с приступами и ремиссиями, во время ремиссий живут в мучительном ожидании нового обострения. Это неправильно. Такое ожидание резко снижает качество жизни больного, делает ее неполноценной даже в то время, когда состояние здоровья бывает вполне хорошим.

Обострение возможно

Уговаривать и убеждать человека, чтобы он не боялся нового обострения, бесполезно. В лучшем случае такие уговоры помогают на день-другой, а потом тревога берет свое. Лучший способ избавиться от страха – это понимать, что обострение возможно, но вовсе не неизбежно.

Продолжительность ремиссии

Никто не может сказать наверняка, когда возникнет новый приступ и возникнет ли он вообще. Конкретная продолжительность каждой ремиссии – результат случайности. Статистические исследования психических заболеваний, протекающих в виде приступов, показывают, что каждый год ремиссия заканчивается примерно у 10 % больных из числа тех, у кого ремиссия к этому году еще продолжается. При этом в расчет принимаются только те, у которых констатирован новый приступ. Иными словами, те больные, у которых ремиссия продолжается к моменту обследования, в расчет не включаются, потому что никто не знает, когда она у них кончится и кончится ли вообще.

Возникнет ли приступ?

Случаи, в которых новый приступ никогда не возникает, довольно многочисленны: они составляют от одной четверти до одной трети всех больных. Эти цифры совершенно не зависят от того, о каком по счету приступе в жизни больного – о первом или о двадцатом – идет речь. Эта закономерность постоянна и не зависит от числа уже перенесенных приступов. Это важно, потому что многие думают, что у меня, мол, приступов было уже много, значит, неизбежно будут еще. Исследования говорят, что это неверно.

Шансы на выздоровление

По-видимому, всегда наступает момент, когда механизм болезни перестает функционировать. В сущности, это и есть выздоровление. К большому сожалению, современная наука еще не располагает возможностью выяснить, прекратил ли свою пагубную работу этот самый механизм, и поэтому, когда прекращается приступ, никто не может сказать, выздоровел ли человек или у него только началась ремиссия. Но поскольку шансы на то, что это выздоровление, вовсе не плохи (повторим, что от четверти до трети всех больных оказываются выздоровевшими), лучше быть оптимистом и надеяться на то, что попал именно в это число. Даже если это окажется ошибкой, такая позиция значительно улучшит жизнь, и, может быть, в следующий раз повезет больше.

 
Подготовлено по материалам Ассоциации «Общественные инициативы в психиатрии»
Эксперт: Ротштейн Владимир Григорьевич, доктор мед. наук, профессор