Дислексия
Дислексия (нарушение способности к чтению) – нарушение психического развития ребенка, заключающееся в неспособности или частичной способности к обучению чтению и правописанию.
Дислексией называют врожденное расстройство способности к чтению и письму. Манифестация (первый эпизод возникновения) приходится на младший школьный возраст, вследствие чего затрудняется общий процесс обучения. Развивается на фоне сохранных интеллектуальной, когнитивной и мнестической сфер. Встречается заболевание сравнительно редко, чаще среди мальчиков. Дислексию следует дифференцировать от приобретенных расстройств чтения и письма (алексия).
Выделяют следующие формы дислексии:
- зрительная – в основе лежат расстройства зрительного восприятия;
- фонематическая – в основе лежат нарушения способности к анализу и синтезу речевых звуков;
- аграмматическая – вследствие синтаксического и морфологического недоразвития речи;
- семантическая – невозможность понять смысл прочитанного на фоне сохранной функции чтения;
- мнестическая – в основе лежат расстройства речевой памяти;
- тактильная (у невидящих) – вследствие нарушения восприятия символов букв при чтении по Брайлю.
Группы и факторы риска
Депривационные (обедненные) и/или травмирующие условия развития ребенка. Также к факторам риска относят перенесенные ребенком стрессовые и негативные эмоциональные переживания.
Причины дислексии
- Органические и функциональные нарушения структур головного мозга;
- депривационные (обедненные) и/или стрессогенные условия развития;
- интоксикации и другие воздействия тератогенного (вызывающего нарушения развития) характера в дородовом, внутриутробном периоде;
- родовая травматизация;
- инфекционные заболевания в раннем периоде развития;
- психические и неврологические расстройства;
- педагогическая запущенность.
Симптомы дислексии
- Невозможность или значительная затрудненность обучения чтению и правописанию, непонимание текста и значений отдельных слов, букв;
- нарушение координации движения и ориентации в пространстве;
- проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Диагностика дислексии
- Нейропсихологическое обследование;
- клинико-психологическое исследование (тестирование).
Лечение дислексии
Обычно применяются следующие методы:
- нейропсихологическая коррекция;
- психолого-педагогическое сопровождение;
- методы нейро- и психолингвистики.
Прогноз в большинстве случаев относительно благополучен. Своевременно предпринятые меры психолого-педагогической направленности позволяют добиться значительных успехов в коррекции дислексии.
Профилактика дислексии
- Дополнительная помощь, поддержка и контролирование в развитии навыков чтения и правописания у детей со стороны окружающих взрослых, в том числе со стороны специалистов (дефектологов, логопедов, педагогов, психологов);
- совместное чтение с ребенком, чтение ребенку на ночь;
- поощрение успехов ребенка в приобретении новых навыков;
- игровая деятельность ребенка должна включать работу со словами и звуками.
Создано по материалам:
Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.