Med

Наказание как элемент воспитания ребенка: быть или не быть

Подготовлено:

Наказание как элемент воспитания ребенка: быть или не быть

Какую модель детского воспитания выбрать: с наказанием или без него? А если все же наказывать, как это делать, не нарушая психоэмоционального развития ребенка?

Родители делятся на две основные категории: практикующие наказание детей и полностью отказавшиеся от такой меры воздействия. Какая модель воспитания способна дать лучшие результаты? И какие заблуждения встречаются относительно наказания детей?

Две модели воспитания детей

Воспитание без наказания

Есть родители, выступающие против наказания детей в любых видах и формах. По их мнению, любое воздействие на ребенка, моральное и физическое, способно принести ему вред.

Однако минусом этой модели воспитания становится нежелание видеть недостатки своих детей, которые в итоге вырастают избалованными, уверенными в собственной безнаказанности и не умеющими понимать и признавать свои ошибки.

Воспитание с наказанием

Речь сейчас не о физическом наказании, а ситуации, когда взрослый и ребенок находят взаимопонимание по проблеме. Родители объясняют, в чем был неправ ребенок. В этой модели воспитания дети учатся нести отвественность за свои поступки.

Многогранность системы наказаний

Большинство психологов уверены, что система наказаний в семье должна иметь место, но быть при этом тонкой и многогранной, чтобы ребенок осознал свою вину, но не чувствовал боли, унижения и ненависти к тем, кто его наказывает.

Воспитательный процесс должен строиться прежде всего на любви и взаимоуважении. Если в семье это есть, дети быстро осознают, что совершили неправильный поступок, и раскаиваются в содеянном.

Ребенок не должен бояться признавать свои ошибки из-за страха физического наказания. В первую очередь с ним нужно обсуждать произошедшее и выяснять причину совершения проступка.

Как наказывать правильно

  • Временно лишать ребенка бонусов: мороженого, мультфильмов, прогулки, других развлечений.
  • Не применять физического наказания.
  • Объяснять ребенку причину наказания.
  • Не наказывать в присутствии посторонних, унижая  ребенка и снижая его самооценку.
  • Не напоминать о провинности после того, как ребенок уже понес за него наказание, ведь за один проступок дважды не наказывают.
  • Фокусируя внимание на проступках ребенка, не забывать хвалить его за хорошее.
  • Подчеркивать, что совершение проступков в первую очередь приносит вред ребенку, так как он формирует свой характер и привычки.
  • Обсуждать проблемы ребенка, которые могут стать поводом для совершения проступков, а как следствие, и наказания.
  • Не вымещать на ребенке свое плохое настроение.
  • Наказывать лишь в уравновешенном состоянии.

Родительская дипломатия при наказании – залог успеха в воспитании

Наказанный ребенок чаще всего уверен, что родители его больше не любят, и очень из-за этого расстраивается. Взрослым важно демонстрировать свою любовь, даже отправляя сына или дочь в угол. Звучит странно, но это факт.

Такое поведение родителей может способствовать переосмыслению ребенком своих шалостей. И в будущем, к примеру, прежде чем забраться туда, куда родители не разрешают,  он подумает не «что мне за это сделают», а «мама расстроится, если я так сделаю».

Это будет символизировать, что родители выбрали модель поведения с наказанием, формирующим правильный ход мыслей в детской голове.

 

Детей в возрасте до семи лет необходимо наказывать сразу после проступка, иначе вскоре они все забудут и уже не смогут понять, за что их наказали. После семи лет можно наказывать спустя время после проступка. Но правильнее все же не откладывать на потом.

 


Галина Ярошук, доктор биологических наук, клинический психолог: «Наказание, как и поощрение, – норма жизни. Однако каждый родитель сам формирует смысловое содержание понятия «наказание». Главное – это не травмировать ребенка ни физически, ни психически.

Зачастую страх наказания сильнее самого наказания. Нужно выдвинуть четкие критерии поведения и варианты поощрения и наказания за нарушение установленных норм: позитивное и негативное подкрепление поступкам ребенка. Ребенок должен понимать, чего категорически нельзя делать (брать в рот пульт от телевизора, залезать с головой в мусорное ведро и т.д.). Говорить об этом придется сотни раз – и это нормально. Но делать это надо с использованием «я-сообщения», не обвиняя малыша. К примеру: «Я не люблю, когда ты вытаскиваешь мусор из ведра».

Ребенок должен четко знать: его любят и всегда поддержат. Так у него формируется базовое доверие к миру, вера в близких и себя».

Эксперт: Галина Ярошук, доктор биологических наук, клинический психолог
Автор: Елена Нерсесян-Брыткова

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com