Растим полиглота: как научить ребенка иностранному языку
Родители приветствуют раннее интеллектуальное развитие своих детей. И как только малыши начинают выражать мысли на родном языке, часто предлагают им изучение иностранного языка.
Однако возраст, с которого ребенок сумеет учить чужой язык с пользой для своего развития, вызывает дискуссии в профессиональной среде педагогов и психологов. Единого мнения по этому поводу нет. Одни склоняются к изучению иностранного языка не ранее 5 лет, другие ратуют за освоение знаний на чужом языке с 3 лет.
Исследования под руководством автора развивающих методик Глена Домана доказали, что самое эффективное обучение происходит в период роста мозга – в возрасте до 3 лет. По результатам исследования дети, с раннего возраста изучавшие иностранный язык, лучше усваивали и родную речь.
5 методов изучения иностранного языка
Эффективность изучения малышом иностранного языка зависит от выбранного метода.
Языковые курсы для малышей от 3–4 лет
Преимущества:
- занятия проходят в игровой форме;
- дети учат песенки, стихотворения, разыгрывают сценки;
- комментируют свои действия на иностранном языке.
Недостатки:
- занятия не более 2 раз в неделю;
- при болезни ребенок пропускает занятия и отстает по программе;
- отсутствие индивидуального подхода по причине большого количества детей в группе.
Детский сад с преподавателями-носителями иностранного языка
Преимущества:
- полное погружение в незнакомую языковую среду;
- возможность получать новые знания в бытовых ситуациях;
- наличие профессиональных воспитателей и педагогов.
Недостатки:
- дефицит подобных образовательных учреждений;
- высокая стоимость.
Занятия с репетитором
Преимущества:
- индивидуальный подход;
- возможность планировать занятия в соответствии с состоянием здоровья ребенка.
Недостатки:
- риск выбора неквалифицированного репетитора, особенно если родители не знают изучаемого иностранного языка;
- высокая стоимость;
- неприятие ребенком чужого человека и отказ от занятий.
Найм гувернантки – носителя языка
Преимущества:
- ребенок оказывается в ситуации двуязычия;
- максимальное погружение в новую языковую среду.
Недостатки:
- сложность выбора квалифицированной гувернантки-иностранки;
- потенциальный риск, что в отсутствие родителей гувернантка некачественно исполняет свои обязанности;
- неприятие ребенком чужого человека.
Самостоятельное изучение иностранного языка
Преимущества:
- занятия в привычной домашней обстановке;
- применение различных игрушек, пособий, обучающих игр и компьютерных программ.
Недостатки
- риск привить ребенку некорректные знания чужого языка при отсутствии у родителей навыков иностранной речи.
Занятия по изучению иностранного языку необходимо проводить утром, когда ребенок не утомлен. Их продолжительность не должна превышать 30 минут в день.
Создание условий для раннего изучения иностранного языка
Ребенок лучше запоминает незнакомые для него слова, если окружающие условия этому способствуют:
- просмотры мультфильмов на двух языках: изначально на русском, затем на иностранном;
- посещение мероприятий, где говорят на изучаемом иностранном языке;
- общение с родителями на иностранном языке;
- раскрашивание картинок с буквами и словами на изучаемом языке;
- окружение малыша визуальной информацией на иностранном языке: детскими плакатами, большими буквами, кубиками и прочими играми;
- упоминание во время игр названий на русском, а затем на иностранном языке;
- пение на изучаемом языке.
Учить, чтобы не переучивать
В стремлении научить своего ребенка иностранному языку родители могут найти свои способы. Чаще всего это приносит лучший результат, чем занятия на специализированных курсах. Ведь в домашней обстановке нет такого понятия, как индивидуальный подход. Есть лишь родители и ребенок, а также ненавязчивая атмосфера, когда многое запоминается легко и просто.
Но важно, чтобы получаемые знания были верными. Ведь переучивать гораздо сложнее, чем учить.
Если у ребенка выявляются логопедические проблемы, ранние занятия иностранным языком могут их усугубить. Чужой язык требует незнакомой артикуляции. И если не отработано произношение звуков родного языка, а нужно осваивать еще и иностранное произношение, нагрузка тормозит общее речевое развитие.
Анна Плюснина, преподаватель английского языка: «Главное, что хотелось бы посоветовать родителям в их стремлении организовать раннее обучение детей иностранному языку, – это не переусердствовать. Я бы не рекомендовала родителям вообще ставить задачу “научить ребенка английскому языку”. Более уместно было бы говорить о развитии интереса к речи на другом языке или (если есть такая возможность) о приобщении к иноязычной разговорной среде.
Безусловно, в возрасте 3–4 лет дети исключительно восприимчивы, но пока не готовы к обучению как к осознанному процессу. Неудачная попытка начать обучение ребенка английскому (французскому и так далее) в возрасте 4–5 лет может обернуться большой нелюбовью к занятиям иностранным языком в более взрослом возрасте. Поэтому главное, повторяю, не навредить.
Комфортное освоение нового языка возможно двумя способами – либо (самый предпочтительный вариант) посредством общения с человеком, говорящим исключительно на другом языке, либо в форме игровых занятий, описанных в статье (с песенками, раскрашиванием кубиков и так далее). Почему намного более предпочтителен первый способ? Потому что лишь благодаря живому общению ребенок примет задачу говорения на новом языке как естественную и оттого легко выполнимую.
В методической литературе описывается принцип обучения, именуемый “один человек – один язык”. Общеизвестны случаи, когда в семье мама разговаривает с детьми только на русском, папа – только на английском, бабушка – только на французском. Дети, которые растут в такой семье, с легкостью осваивают несколько языков одновременно, не воспринимая это как учебу, поскольку у них просто нет выбора, и они воспринимают такую многоязыковую ситуацию как естественную. Конечно, такая ситуация либо складывается сама по себе в силу переезда, проживания в другой стране, наличия родственников-носителей иностранного языка, либо создается искусственно, что требует немалых усилий и затрат.
Облегченный вариант – просмотр фильмов, мультфильмов на иностранном языке, использование различных компьютерных игр, где рабочим языком является иностранный (здесь тоже важна рекомендация эксперта, поскольку предложение подобной продукции сегодня велико, а вот качество не всегда соответствует ожиданиям).
Если выбран вариант занятий на курсах или с репетитором, то советую родителям подойти к выбору подобных курсов и репетиторов очень тщательно. Не стесняйтесь попросить программу обучения, задать вопрос об используемой методике, поинтересоваться отзывами родителей, чьи дети уже занимались у этого преподавателя. Обратите внимание на произношение преподавателя, пообщайтесь с ним лично. До принятия решения о начале обучения иностранному языку обязательно проконсультируйтесь с логопедом и дефектологом.
И наконец, ребенку должно быть комфортно и интересно. Мотивация – ключевой момент в раннем обучении, поэтому, если ваш малыш не хочет продолжать заниматься иностранным языком, не пытайтесь водить его на занятия насильно. Возможно, ему не подходит методика, выбранная педагогом, а возможно, ему просто пока интересно что-то другое. В этом случае лучше взять паузу, а спустя какое-то время попробовать предложить другой вариант занятий».
Автор: Елена Нерсесян-Брыткова