Нарушение развития детской речи: причины, риски и лечение
Овладение речью – один из основных показателей психологического развития ребенка. Поэтому важно с первых лет его жизни определить, нет ли нарушений.
Причинами отставания в развитии речи могут стать:
- патология течения беременности и родов;
- нарушения слуха и функций артикуляционного аппарата;
- наследственный фактор;
- задержка психического развития;
- неблагоприятные факторы социального окружения.
Типы расстройства речи
Молчание и общение жестами
Некоторые родители отмечают у ребенка особую молчаливость. И хотя он хорошо слышит и понимает обращенную речь, но не желает говорить и вместо слов пользуется жестами и мимикой.
В этом случае у ребенка затруднена организация речевых движений, их координация, что и служит причиной отставания в развитии, хотя он хорошо понимает речь окружающих.
Собственная речь долго не развивается либо состоит из ограниченного числа отдельных слов, которые проговариваются медленно и с искажениями. Такие дети понимают неполноценность своей речи, боятся вызвать насмешки окружающих. Поэтому и отказываются от общения, становясь все более замкнутыми.
Непонимание значения слов
Нарушение связано с дисфункцией сенсорного центра речи. То есть не образуется связь между произносимым словом и тем предметом или действием, которое это слово обозначает. Ребенок слышит, но не понимает речь. Иногда он понимает лишь отдельные слова или только одного человека, к примеру, маму, и совсем не понимает других.
В более тяжелых случаях ребенок совсем не понимает речь окружающих, относится к ней как к бессмысленным звукам. При произнесении слов делает ошибки в ударениях, допускает звуковые замены, искажения слов. Новые слова и фразы осваивает медленно.
Нарушение слуха
Трудности понимания речи могут быть связаны и со слабым слухом или его ухудшением. Снижение слуха бывает врожденным или развивается в результате воспалений или травм среднего и внутреннего уха.
При подозрении на частичную или полную потерю слуха ребенку с задержкой развития речи необходимы консультация ЛОР-врача и специальное аудиологическое исследование. Чем раньше обнаружатся дефекты слуха, тем быстрее можно начать необходимое лечение или снабдить малыша слуховым аппаратом.
Психологические условия для развития речи
Начиная с первого года жизни ребенка находящиеся рядом с ним люди стимулируют его развитие и дают образец речи. Она формируется и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, воспитания и обучения.
Поэтому, если детям не уделять должного внимания, они начинают говорить поздно и речь бывает крайне обеднена.
Риски нарушения развития устной речи
Если нарушения речи у ребенка не диагностировать своевременно и не предоставить лечебной помощи, это может отразиться на его развитии в целом. Прежде всего, на навыках чтения и письменной речи.
Такие дети обладают нормальными интеллектуальными способностями, у них нет нарушений со стороны зрения и слуха. Тем не менее они сильно отстают от сверстников в освоении чтения и письма:
- читают очень медленно – по буквам или по слогам;
- плохо понимают смысл прочитанного;
- допускают большое количество ошибок в письменных работах.
Лечению – быть
Детям с нарушениями развития речи должна оказываться всемерная помощь:
- логопедическая;
- педагогическая;
- психотерапевтическая;
- медикаментозная.
Проведение коррекционных мероприятий и медикаментозной терапии должно осуществляться индивидуально и только под наблюдением врача.
А так как преодоление нарушений речи – процесс длительный, необходимо запастись терпением и обязательно верить в благополучный результат.
Олеся Бутузова, врач-педиатр: «Нарушения речи у ребенка всегда являются для родителей тревожным звоночком, указывающим на то, что малышу требуется помощь. В зависимости от вида проблемы ему необходим определенный специалист или группа врачей. Так, при длительном молчании и общении жестами ребенку в первую очередь требуется психолог. При нарушениях слуха – ЛОР-врач, а при нарушении произношения – логопед. Зачастую к докторам присоединяется невролог и педагог-дефектолог».
Примерно в 80% случаев слух у детей, а с ним и развитие речи, ухудшаются в возрасте
до 2 лет. Причинами этого могут быть детские инфекции (в особенности менингит, корь,
скарлатина), отиты, применение антибиотиков (прежде всего, стрептомицина).
Эксперт: Николай Заваденко, доктор медицинских наук, профессор кафедры неврологии педиатрического факультета Российского государственного медицинского университета
Автор: Елена Нерсесян-Брыткова