Med

обсудить в сообществе ДЦП

Детский аутизм: особенности общения с ребенком

Подготовлено:

Детский аутизм: особенности общения с ребенком

Как скорректировать те или иные проявления аутизма у ребенка и выстроить общение с ним? Найти подход к особенным детям помогут рекомендации психолога.
обсудить в сообществе ДЦП

Детский аутизм – это отклонение от нормы психологического развития, выражающееся в особом контакте с окружающим миром. Ребенок, больной аутизмом, постоянно уходит в свой внутренний мир и не стремится взаимодействовать с миром внешним.

Признаки детского аутизма:

  • сниженная потребность или полное отсутствие потребности в общении с окружающими;
  • страх новизны или любой перемены в окружающей среде (например, на то, что родители передвинули шкаф в детской);
  • стереотипные игры и поведение (может часами перекладывать листочки, сортировать предметы);
  • расстройство навыков речи.

Могут наблюдаться:

  • агрессия на родителей в ответ на их непонятные ребенку действия, на новых людей, зашедших в квартиру (особенно если раньше ребенок их не видел);
  • реакции протеста в знак несогласия (например, выбрасывание посуды из шкафа, потому что один из родителей отлучился из дома по делам);
  • расстройство интеллекта, проблемы с концентрацией внимания, обучением.

Характеристика раннего детского аутизма

Детский аутизм наиболее четко виден в период 3–5 лет, но одиночные симптомы у детей наблюдаются и в более раннем возрасте.

Аутические дети обычно с раннего детства стремятся к одиночеству. Они могут быть равнодушны к родителям, которые о них заботятся, могут вести себя так, словно их нет рядом. Ряд детей склонны прогонять от себя взрослых, стремясь остаться наедине с собой. Любое изменение окружающей действительности или привычного ритма жизни сопровождается протестом: плачем, криками, валянием по полу.

У аутических детей может быть задержка в усвоении навыков самообслуживания. Они могут не уметь  умываться, пользоваться туалетной бумагой и т. п.

Уровень интеллекта таких детей варьируется. Известны случаи тяжелой умственной отсталости, нормального развития интеллекта и детей-гениев в какой-либо области. Часто такие талантливые дети имеют хобби, не соответствующее их возрасту. Например, разбираются в компьютерных программах не хуже дипломированного специалиста.

Речевое развитие детей может быть нормальным или с задержкой. Но в любом случае такие дети не стремятся общаться с другими, игнорируют заданные им вопросы, часто повторяют вопросы, вместо того чтобы ответить.

Общение с детьми-аутистами: советы родителям

Устраняем раздражающие факторы
Вам кажется, что ваш ребенок «плохо» себя ведет? Не слушается, лазает повсюду, раскидывает вещи, кричит в общественных местах? На самом деле его поведение – это не что иное, как реакция на внешние проблемы. Определите, что является раздражающим фактором для ребенка. Может быть, скопление людей в магазине или уличный шум? По возможности устраните эти факторы или избегайте их, и ваш ребенок станет спокойнее.

Меняем ожидания
Если вы всегда считали, что двухлетний ребенок уже хорошо должен пользоваться ложкой, несправедливо требовать этого от малыша-аутиста. Ваш ребенок совершенно другой. А следовательно, времени на приобретение данного навыка ему потребуется больше.

Заботимся о безопасности
Аутисты очень активны физически, а потому обеспечьте им безопасность. Укрепите шкафы, стойки, положите больше подушек на диван, мягкий ковер на пол. Уберите опасные или дорогие вам предметы из зоны доступа ребенка.

Даем выход энергии ребенка
Увеличьте требуемую ребенком сенсорную нагрузку и направьте активность ребенка в позитивное русло. Например, если ребенок любит лазать по мебели, постройте ему спортивный уголок или запишите в секцию. Заодно он приобретет друзей и будет развиваться физически.

Мотивируем похвалой
Искренне радуйтесь успехам ребенка и хвалите за каждое правильно сказанное предложение, за хорошие результаты в школе развития и т. п.

Развиваем, играя
Придумывайте веселые совместные игры. Аутистам трудно выражать эмоции, поэтому в данном направлении развития ребенка надо работать. Понаблюдайте, что особенно радует вашего сына или дочь? Крепкие объятия, щекотка или, может быть, шуточное закатывание в одеяло? Поиграйте с чадом.

 

 

При раннем обнаружении аутизма (в младенческом возрасте) поведение
и психофизическое развитие детей еще поддается коррекции. Между тем
диагноз «аутизм» у детей в основном ставят в 3–4 года,
когда процесс почти необратим.

 

Общая программа коррекции нежелательного поведения

Ее можно применять при отсутствии зрительного контакта, отсутствии реакции на инструкции, падении на пол, побегах от взрослых, стремлении забираться на высокую мебель, криках, ругательствах, шуме, плаче, истериках, ломании игрушек, крушении предметов, укусах, драках.

Определяем для себя одно нежелательное поведение ребенка, с которым хотим поработать. Например, ребенок отбирает игрушки у других детей, причем отнятыми предметами не играет. Почему ребенок так себя ведет? Ведь игрушки, по сути, ему не нужны. Все правильно, цель ребенка – привлечь ваше внимание. Определите, когда это происходит? Например, когда вокруг дети, а вы читаете книжку. Перепланируйте свою деятельность. Если идете гулять, сделайте так, чтобы у вас с ребенком были общие дела на прогулке. А почитать книжку или поговорить по телефону можно в другое время.

Обучите ребенка желаемому поведению. Например, чаще повторяйте ему «мы все дружно играем с детьми, делимся игрушками», придерживайтесь этого сценария, находясь среди других детей и взрослых. Поддерживайте верное поведение сына или дочери, играйте вместе с детьми.

Не стимулируйте нежелательное поведение, не подавайтесь на провокации, не обещайте купить то-то и то-то, если ребенок прекратит так себя вести. Увлеченно займитесь чем-нибудь не раздражающим ребенка (например, поиграйте его игрушкой) или выйдите в другую комнату, если находитесь дома.

Автор и эксперт: Ольга Самойлова, психолог

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com