Страна «немых»: почему наши дети плохо говорят
Сегодня услуги логопеда не входят в перечень услуг ОМС, и родители должны их оплачивать сами. Стоимость занятий в регионах значительно различается. Например, в Томской области плата за 30-40 минут работы составляет 250 рублей и больше, в Кемеровской — от 500 до 800 рублей, а в Москве отсчет начинается с тысячи. При этом должности логопеда во многих детских садах нет с конца 1990-х, а ведь логопед развивает и психические, и познавательные процессы, включая внимание и память, то есть все то, от чего зависит успеваемость и развитие.
Всероссийская диспансеризация показывает: дошкольников и младших школьников с речевыми нарушениями за 10 лет становится больше на треть. По данным экспертов, расстройства разной тяжести встречаются у 70-80% дошкольников. Хотя еще 5 лет назад они фиксировались только у трети детей. Одной из основных причин столь массовых изменений врачи называют рост перинатальных поражений головного мозга. Подобные нарушения диагностируются у 70% нынешних новорожденных. При последующем развертывании психика может дать сбой, часто виде речевых нарушений.
Ученые доказали, что формирование речи — процесс синтетический и необходимых составляющих в нем много: нервная система, двигательная сфера, эмоционально-волевая. Таким образом, проблемы с речью сигнализируют о том, что у ребенка серьезные проблемы в развитии.
Как признают логопеды-дефектологи, если раньше они просто ставили звуки и добивались их автоматизации, то сейчас им приходится иметь дело со сложными диагнозами, выражающимися в грубых нарушениях слоговой структуры слова, построений фраз, грамматического строя, неспособности расслышать звук, непонятной речи или ее полном отсутствии, эмоциональных и поведенческих проблемах.
Детям с такими проблемами будет очень сложно осваивать учебную программу обычной средней школы. Вполне возможно, что его сразу направят в специализированную школу, а выпускник такого учебного заведения сильно ограничен в вариантах выбора жизненного пути.
Всего этого можно было бы избежать, если вовремя оказать ребенку квалифицированную помощь. Очень многое по-прежнему зависит от инициативы родителей, их роль не менее важна, чем роль медицинских и образовательных учреждений. Очень большую роль в развитии ребенка играет то, насколько информированы и ответственны его родители. Зачастую мамы, у которых была трудная беременность и роды, изначально настроены на дополнительные занятия с ребенком, контролируют его общее, психическое и речевое развитие, и от этого дети только выигрывают. Тех, кто понимает это, становится все больше: в последние несколько лет отмечается интересная тенденция, когда родители занимают активную позицию и поступают в специализированные вузы на кафедру логопедии, чтобы решить проблемы нарушений речи своих детей.
Ситуация по стране очень разная, каждый родитель должен прокладывать путь к логопеду сам. Кто-то ищет специалистов через родственников или знакомых, кто-то едет за сотни километров и оставляет малыша в больнице на два месяца, кто-то обращается за платными услугами, а кто-то сам становится профессионалом в логопедии, чтобы помочь своему ребенку. Изменит ли ситуацию появление бесплатной логопедической помощи, покажет время. Хуже от этого точно не будет.
Источник:
По материалам КоммерсантЪ-Огонек