ДЦП: можно ли вылечить и как добиться наилучшего результата
Головной мозг ребенка первого года жизни обладает огромным потенциалом для компенсации приобретенного повреждения. Вследствие этого исключительно важно заподозрить или установить диагноз как раз в этот период его жизни. При подходящих условиях функцию умерших клеток берут на себя клетки не поврежденных отделов головного мозга. Мозг ребенка очень пластичен, даже дети с тяжелыми формами заболевания при упорной реабилитационной работе могут демонстрировать хорошие, а иногда и удивительные результаты.
Как только установлен диагноз, нужно браться за лечебные и реабилитационные мероприятия. Все дети, даже с одинаковой формой ДЦП, отличаются друг от друга, как в плане моторики, так и с точки зрения психического развития и адаптационных возможностей. Например, некоторым детям требуется инвалидное кресло, чтобы двигаться, а у других присутствует лишь небольшая неустойчивость при ходьбе. Поэтому очень важно разработать индивидуальную программу реабилитации, максимально подходящую именно вашему ребенку.
Определить особенности ребенка должна команда врачей: невролог, ортопед, врач лечебной физкультуры, физиотерапевт, логопед, психолог. В случае наличия у ребенка эпилепсии или эпилептических изменений на ЭЭГ к разработке программы реабилитации подключают эпилептолога.
Наибольший эффект достижим только в том случае, если педиатр, невролог, ортопед, физиотерапевт, офтальмолог, педагог, психолог, логопед и другие специалисты работают совместно.
Для полноценной реабилитации необходимо близкое сотрудничество врачей и родителей: родителям не добиться допустимых результатов без знаний и опыта врачей, а труд врачей не будет результативен без ежедневной кропотливой работы родителей и постоянных занятий с ребенком.
Реабилитация ДЦП – стресс не только для ребенка, но и для всей семьи, поскольку этот процесс очень длительный и трудоемкий. Во-первых, необходимо будет проводить несколько курсов стационарного или амбулаторного комплексного лечения в год. Кроме этого, находясь дома, ребенку также будет необходима ваша забота и ежедневный большой труд, так как основной принцип реабилитации – это непрерывность и постоянство. Будьте готовы к тому, что после одного курса лечения ребенок не встанет и не пойдет, а лишь появятся некоторые, едва заметные для окружающих, но очень много значащие для ребенка изменения, будь то увеличение силы мышц, мотивации, или даже появление нового навыка, например, ползания. Важно понимать, что всей семье нужно будет поддерживать ребенка во время лечения.
Универсальной таблетки чтобы вылечить ребенка, больного ДЦП, нет. Тем не менее, есть различные виды восстановительного лечения (см. ниже), которые в комплексе при постоянном воздействии позволяют улучшить состояние ребенка и реализовать его потенциал: как в физическом плане, так и умственно-эмоциональном. Кстати, медикаментозному лечению уделяется совсем не главная роль.
Симптомы ДЦП обычно становятся менее явными при условии вовремя начатой интенсивной восстановительной терапии. Ожидаемый результат такого лечения – обогащение физических и умственных возможностей ребёнка и улучшение качества его жизни. Ведь цель наших усилий - чтобы ребенок мог самостоятельно передвигаться и обслужить себя, а возможно и получить специальность с последующей социальной активностью в обществе.
Как уже говорилось выше, лучшая стратегия для лечения ДЦП – работа в команде. В процессе лечения необходимо тесное взаимодействие родителей с лечащим врачом, обмен информацией о ребенке. Врачи, воспитатели и родители должны наблюдать ребенка вместе: именно так достигается наилучший результат. Как показывает практика, наиболее эффективно лечение в многопрофильной или специализированной клинике, где с ребенком работают специалисты из разных областей медицины.
Ниже в таблице показано, какова роль каждого из специалистов в лечении вашего ребенка.
Специалист |
Роль в лечении ДЦП |
Детский невролог |
− возглавляет команду врачей, решает системные проблемы, контролирует и координирует выполнение плана реабилитации − диагностирует и осуществляет лечение нарушений работы головного мозга и нервной системы − консультируется с профильными специалистами по поводу лечения − определяет задачи профильных специалистов в процессе лечения |
Детский ортопед |
− диагностирует и осуществляет лечение специфических ортопедических проблем − осуществляет хирургическое лечение по показаниям |
Медицинский генетик |
− оценивает риск генетических заболеваний, помогает уточнить диагноз и составляет прогноз рождения у Вас и Вашего ребенка здорового потомства |
Врач лечебной физкультуры |
− разрабатывает и применяет на практике курс упражнений для развития и поддержания мышечного тонуса − помогает ребенку учиться ходить, сидеть и сохранять равновесие |
Физиотерапевт |
− разрабатывает и применяет на практике курс индивидуального электро-, гидро- и бальнеолечения в зависимости от особенностей ребенка |
Специалист по трудотерапии |
− обучает ребенка моторным навыкам, необходимым для выполнения ежедневных действий, таких как одевание или письмо |
Логопед |
− работает с детьми, испытывающими трудности при глотании и страдающими нарушениями речи |
Социальный работник |
− помогает ребёнку и его родителям влиться в коллектив и освоить образовательные программы |
Психолог |
− диагностирует наличие и степень интеллектуального дефицита у ребенка − проводит терапию, призванную минимизировать стрессы, сопряженные с лечением ДЦП |
Педагог |
− консультирует по образовательным вопросам, связанным с ДЦП − определяет в составе медико-педагогической комиссии программу обучения ребенка |
Эпилептолог (по показаниям) |
− диагностирует и назначает лечение эпилепсии − определяет возможности и границы реабилитационного лечения ребенку с эпилепсией |
При условии своевременно начатого, постоянного и правильного лечения многие люди с ДЦП могут жить самостоятельно, качественно и социально активно. По статистике в результате такой реабилитации примерно четверть детей с ДЦП имеют легкую форму этого заболевания, которая выражается в небольших затруднениях при ходьбе. У половины детей с ДЦП наблюдаются поражения средней тяжести, из-за которых они нуждаются в постоянной опеке в течение всей жизни. Еще четверть больных страдает от самой тяжелой формы ДЦП: в таком случае они не могут ходить самостоятельно. Тем не менее, все больные церебральным параличом должны получать образование, посильную профессиональную ориентацию и социальную адаптацию.
Основные методы используемые для лечения детей с ДЦП:
· Кинезиотерапия: лечебная физкультура, массаж, гимнастика Войта
· Кондуктивная педагогика: одновременная стимуляция двигательной и умственной активности ребенка
· Механотерапия — занятия на тренажерах, Локомат, костюмы Атлант, Фаэтон, Адели и т.д.
· Физиотерапевтическое лечение: электролечение, магнитотерапия, лазеролечение, светолечение, тепловые, водные процедуры
· Иглорефлексотерапия, опорная стимуляция
· Трудотерапия: позволяет развить навыки, необходимые для повседневной жизни (самостоятельное одевание, осуществление гигиенических процедур и т.п)
· Логопедическая терапия: помогает решить проблемы с глотанием и справиться с речевыми проблемами
· Ортопедические укладки (тутора, лонгеты) с целью профилактики формирования патологических поз и контрактур
· Подбор механических средств (инвалидные кресла, ходунки)
· Медикаментозная терапия: назначается с целью нормализации мышечного тонуса, лечения эпилепсии, психических нарушений
· Хирургические операции: для исправления деформаций в суставах, костях, связочном аппарате
· Нейрохирургические операции с целью ликвидации спастичности.
Источник:
Методические рекомендации родителям о ДЦП, разработанные Научно-практическим Центром детской психоневрологии Департамента здравоохранения г. Москвы